16.12.2024 13:35
Аналитика.
Просмотров всего: 6163; сегодня: 2.

«Семь сестер»: как строились сталинские высотки и как их реставрируют

«Семь сестер»: как строились сталинские высотки и как их реставрируют

Торжественный монументализм и барочный декор, вознесшиеся в небо шпили и роскошные интерьеры — сталинские высотки прославились на весь мир. «Семь сестер» — так прозвали первые советские небоскребы, ставшие архитектурными доминантами, объектами культурного наследия и символами Москвы. Сегодня их сохранению в городе уделяется особое внимание. Недавно завершился капитальный ремонт в здании на Котельнической набережной, а сегодня специалисты занимаются реставрацией высотки у станции метро «Красные Ворота».

Подвиг советских инженеров

Сталинские высотки расположены в центре Москвы. Архитектурные символы величия и могущества советского государства должны были замечать издалека, поэтому для их строительства выбрали знаковые места. Воробьевы горы, Кутузовский проспект, Котельническая набережная, Смоленская-Сенная и Кудринская площади, Каланчевская и Садовая-Спасская улицы — при возведении высоток советская власть преодолевала все трудности и не жалела средств.

«Это совершенно уникальный проект. После войны в Москве было всего лишь 26 подъемных кранов и около 50 экскаваторов. Но советские инженеры и конструкторы совершили настоящий подвиг, построив небоскребы, которые и сегодня считаются отличным примером работы специалистов», — рассказывает Мария Василенок, историк, культуролог и гид по Москве.

В 1947 году, когда Иосиф Сталин подписал указ о строительстве высоток, отмечали 800-летие Москвы. 7 сентября, в День города, ровно в 13:00 на заранее определенных площадках одновременно заложили первые камни. После этого началось проектирование домов. Изначально планировали построить восемь небоскребов, но проект в историческом районе Зарядье, где на тот момент снесли все старые здания, так и не был реализован из-за развернувшейся борьбы «с декоративными излишествами».

Возведение каждого здания в сжатые сроки сопровождалось техническими трудностями. Так, самую большую из «семи сестер» — 36-этажную высотку Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова — в последний момент решили передвинуть подальше от реки.

Здание Министерства иностранных дел (МИД) Российской Федерации на Смоленской-Сенной площади по проекту построили без шпиля. Затем советское правительство передумало, и перед архитекторами Владимиром Гельфрейхом и Михаилом Минкусом встала непростая задача. Поскольку фундамент не выдержал бы дополнительной нагрузки в виде шпиля высотой с десятиэтажный дом, конструкцию решили сделать бутафорской: металлический каркас обшили листовым железом и оставили полым внутри, а вот без многотонной звезды пришлось обойтись.

Бронзовые люстры и посудомоечные машины

Каждая сталинская высотка уникальна. Гостиница «Ленинградская» на Каланчевской улице поражает роскошью: яшма, шокшинский кварцит, ручная роспись потолков, красное дерево, бронзовые люстры и мраморные лестницы. Будучи почти втрое меньше, чем небоскреб на Котельнической набережной, она обошлась советскому правительству в три раза дороже. А высотка на Кудринской площади, построенная для работников авиакосмической отрасли, считалась самой передовой с точки зрения удобств.

«Во всех квартирах Дома авиаторов, как его называют в народе, были городские телефоны, встроенная техника, сушильные шкафы, посудомоечные машины, даже измельчители бытовых отходов. А благодаря особой системе вентиляции здесь, как и в здании на Котельнической набережной, построенном в месте слияния двух рек, практически нет пыли», — продолжает Мария Василенок.

Вокруг «семи сестер» сложено много легенд и мифов. Ходят слухи, что под главным зданием МГУ спрятаны холодильные установки, выход к метро и тоннели, ведущие в Кремль, а по лестничным маршам высотки у станции метро «Красные Ворота» бродит смеющийся призрак советского чиновника.

«На самом деле все это вымысел, как и паранормальные явления внутри высоток. Эти и другие нелепые слухи рождаются из-за того, что некоторые из них являются спецобъектами, а значит, о них очень мало информации в свободном доступе», — объясняет историк.

Строили на замороженном грунте

Сталинские небоскребы возводили из отечественных материалов по новаторской технологии каркасного строительства. Советские инженеры впервые использовали высотную сварку, бетононасос, самоподъемный башенный кран и другие изобретения. Подмосковные заводы выпускали плиты и бетонные блоки. Поскольку места для хранения стройматериалов рядом с высотками не хватало, они завозились строго на каждую смену. Скрупулезно подсчитывалось, сколько нужно балок, цемента и других расходников, вплоть до шурупов.

Одной из главных проблем при строительстве стали ненадежные грунты. Так, при заливке фундамента бывшей гостиницы «Украина» на Кутузовском проспекте для откачивания воды применяли иглофильтровальную установку, во время строительства гостиницы «Ленинградская» впервые использовали вибронабивные десятиметровые сваи, куда заливали бетон, а 24-этажная высотка у станции метро «Красные Ворота» на Садовой-Спасской улице стала первым в мире зданием, построенным на замороженном грунте.

«Такую технологию архитекторы Алексей Душкин и Борис Мезенцев решили применить из-за ландшафтного уклона, плывунов и строительства второго вестибюля станции метро, который находится в цокольной части высотки. Для заморозки грунта вырыли скважины и пустили в них через трубы охлажденный раствор хлористого кальция. Потом залили фундамент и приступили к сооружению каркаса. А чтобы здание не завалилось после разморозки грунта, инженеры изначально строили его под наклоном. Причем все расчеты производились без компьютеров и калькуляторов, с помощью логарифмической линейки. Через несколько лет, когда грунт оттаял и просел, небоскреб выровнялся», — рассказывает Мария Василенок.

Высотка у станции метро «Красные Ворота», построенная в 1953 году, представляет собой ярусную пирамиду с центральной частью и боковыми корпусами. Крыша главного корпуса напоминает ступенчатый шатер, а облицованные светлым известняком и бетоном фасады в сочетании с красным гранитом цокольного этажа придают зданию торжественный вид. В подземной части обустроен гараж для жильцов. В центральном корпусе высотки размещаются офисы, а в боковых — квартиры.

Восстановили светильники и балконы

Сегодня в жилых корпусах высотки на Садовой-Спасской улице (дом 21/1) идет реставрация, которая завершится в 2025 году. Специалисты уже привели в порядок фасады, отремонтировали кровлю, заменили ряд инженерных систем и приступили к внутренним работам.

В восьмом подъезде рабочие отбивают аварийную штукатурку, расчищают кессонные потолки с венчающим карнизом и лепным орнаментом, дверные откосы и лестничные перила. В седьмом и 10-м подъездах началась подготовка к ремонту: лестничные перила и ступени укрыли защитным материалом, установили стремянки, окна затянули пленкой, а уехавшие на реставрацию деревянные двери заменили временными.

«При строительстве высоток использовались качественные материалы и передовые технологии, поэтому здание хорошо сохранилось. Были утрачены декоративные элементы на фасадах, в предаварийном состоянии находились балконы, так что пришлось полностью разбирать их и укреплять, прохудилась крыша, износились внутренние коммуникации. На полу в подъездах пострадала метлахская плитка и лепнина, все элементы будем восстанавливать», — рассказывает Даниил Лосин, руководитель управления по работе с объектами культурного наследия столичного Фонда капитального ремонта. 

Реставрацией высотки занимаются почти 500 специалистов, им помогают инновационные технологии. Так, благодаря 3D-моделированию удалось не только привести в порядок фасадный руст и почти три тысячи гипсовых балясин на башнях и крыше высотки, но и придать им идеальную форму. По архивным материалам методом высокохудожественного литья реставраторы воссоздали исторические светильники. После подъездов специалисты приступят к ремонту подвалов, заменят оставшиеся инженерные коммуникации и восстановят декоративные элементы во дворе дома.

Приведут в порядок и другие сталинские высотки. Разрабатываются проекты реставрации жилых корпусов бывшей гостиницы «Украина» и Дома авиаторов на Кудринской площади. На высотке МГУ в следующем году начнут ремонтировать фасады, кровлю, декоративные элементы и главное украшение — звезду на шпиле. Проект уже одобрен Мосгорнаследием, скоро специалисты смогут приступить к работам. Разрешение получено и на очередной этап реставрации здания МИД. Здесь приведут в порядок фасады центрального корпуса и двух пристроек, отремонтируют кровлю, заменят облицовку цоколя, отреставрируют окна и двери, а также займутся интерьерами правого крыла.

Изображение (фото): Строительство высотного здания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на Ленинских горах. Фото Н. Кулешова. 1951 год. Главархив Москвы


Участники событий и другие указанные лица:


Строительство высотного здания на Смоленской площади. Фото Г. Корабельникова. 1948–1952 годы. Главархив Москвы
Строительство высотного здания на Смоленской площади. Фото Г. Корабельникова. 1948–1952 годы. Главархив Москвы

Высотное здание гостиницы «Ленинградская» на Каланчевской улице. Фото Н. Грановского. 1955 год. Главархив Москвы
Высотное здание гостиницы «Ленинградская» на Каланчевской улице. Фото Н. Грановского. 1955 год. Главархив Москвы

Высотное жилое здание на Котельнической набережной. Фото В. Носкова. 1953 год. Главархив Москвы
Высотное жилое здание на Котельнической набережной. Фото В. Носкова. 1953 год. Главархив Москвы

Строительство высотного здания на площади Восстания. Фото И. Ефимова. 1954 год. Главархив Москвы
Строительство высотного здания на площади Восстания. Фото И. Ефимова. 1954 год. Главархив Москвы

Строительство высотного здания на Лермонтовской площади. Фото Г. Корабельникова. 1950 год. Главархив Москвы
Строительство высотного здания на Лермонтовской площади. Фото Г. Корабельникова. 1950 год. Главархив Москвы

Строительство Новоарбатского моста через Москву-реку, на втором плане — строящееся высотное здание гостиницы «Украина». Фото А. Устинова. 1955 год. Главархив Москвы
Строительство Новоарбатского моста через Москву-реку, на втором плане — строящееся высотное здание гостиницы «Украина». Фото А. Устинова. 1955 год. Главархив Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11414 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/147840073/
Поделиться:

Интересно:

Пещера Шульган-Таш в Башкирии - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
15.07.2025 15:14 Новости
Пещера Шульган-Таш в Башкирии - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
На проходящей в Париже под председательством Болгарии 47-й сессии Комитета всемирного наследия принято решение о включении российского культурного объекта «Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш» в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещера Шульган-Таш (Капова пещера), расположенная в заповеднике «Шульган-Таш» в Бурзянском районе Республики Башкортостан, представляет собой уникальный археологический памятник мирового значения. Это – хранилище древнейших наскальных рисунков Северной Евразии, которое включает в себя более 200 уникальных изображений людей, животных и геометрических знаков, возраст которых от 16 до 20 тысяч лет. Стилистические особенности изображений свидетельствуют о сильной самобытной местной традиции и символизме древних художников. Изображение двугорбого верблюда-бактриана является самым древним из ныне известных рисунков этого животного в...
В ОП РФ рассмотрели вопросы сохранения исторической памяти в ЧР
15.07.2025 15:12 Мероприятия
В ОП РФ рассмотрели вопросы сохранения исторической памяти в ЧР
В Общественной палате Российской Федерации прошел Круглый стол на тему: Сохранение исторической памяти о героях Чеченской Республики – участниках Великой Отечественной войны на Медиаплатформе «Сеть истории». Организаторами и участниками круглого стали выступили: Комиссия Общественной палаты РФ по добровольчеству и молодежной политике, Общественная палата Чеченской Республики, Международный союз неправительственных организаций «Ассамблея народов мира», Региональное отделение Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» в Чеченской Республике, ООО «Альянс Медиа Центр», Поисковый отряд «Терский Рубеж». В ходе обсуждения вопросов по разным методикам сохранения исторической памяти Генеральный директор ООО «Альянс Медиа Центр» Игорь Городничий презентовал проект Медиаплатформы «Сеть истории», рассказав о...
Компрессорное оборудование, используемое в производстве напитков
14.07.2025 12:09 Консультации
Компрессорное оборудование, используемое в производстве напитков
Прежде, чем купить винтовой компрессор для компании, производящей напитки, необходимо тщательно разобраться в том, какие задачи решает промышленный винтовой компрессор для производства такого типа. В первую очередь, воздушный компрессор вырабатывает сжатый воздух для средств автоматизации производства. Сжатый воздух применяется для управления клапанами и механизмами в составе автоматизированных линий для заполнения, упаковки и розлива. Безмасляный сжатый воздух (частицы масла, используемого для смазывания компрессора, могут попадаться в воздухе, если на производстве используется маслозаполненный/маслосмазываемый компрессор) гарантирует безопасность вашей продукции. Следующий этап использования сжатого воздуха - транспортировка при помощи пневматических конвейеров. С его помощью по трубам подаются сухие ингредиенты (порошковое молоко, какао, другие смеси). Если воздух, подаваемый...
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
14.07.2025 11:12 Аналитика
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был выставлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 14 июля 1896 года. В ходе мероприятия он совершал демонстрационные поездки. Создателями транспортного средства стали предприниматель Евгений Яковлев и инженер Петр Фрезе. В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства - немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлек внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших кредитов наличными за июнь 2025 года
11.07.2025 18:29 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших кредитов наличными за июнь 2025 года
В сезон отпусков и ремонтов «Выберу.ру» составил рейтинг банков с наиболее выгодными заёмщикам потребительскими кредитами благодаря дисконтам к ставкам, возврату процентов и отсрочке первого платежа. В ходе исследования аналитики финансового маркетплейса «Выберу.ру» сравнили текущие параметры кредитов наличными в ТОП-100 российских банков (по размерам кредитных портфелей на 01.05.25 г.). Результатом экспертной оценки и расчётов кредитного калькулятора сервиса стал рейтинг продуктов по итогам июня в разрезе двух групп кредитных организаций: — «Лучшие кредиты наличными банков ТОП 1-50»; — «Лучшие кредиты наличными банков ТОП 51-100». Методика, которую «Выберу.ру» применил в исследовании, позволила ранжировать потребительские кредиты не только по размерам ставок. В качестве значимых критериев были использованы: полная стоимость кредита; коэффициент, отражающий диапазон минимальной...