28.11.2023 09:30
Новости.
Просмотров всего: 12310; сегодня: 7.

История железнодорожной станции города Ясиноватая на Донбассе

История железнодорожной станции города Ясиноватая на Донбассе

Территория, на которой расположен город Ясиноватая, была заселена еще в глубокой древности. В окрестностях города в ходе археологических раскопок обнаружены неолитическая стоянка, 25 курганов и других захоронений эпохи меди и бронзы.

До XVI в. Донецкий каменноугольный бассейн был населен кочевниками: тюркскими народами и калмыками. В конце XVI – начале XVII вв., после возникновения донского казачества, появились оседлые жители, так называемые «казацкие зимовники». Донецкие степи входили в сферу интересов Запорожской Сечи, позже здесь стали селиться беглые крестьяне с Днепра и Дона, а также отшельники, занимающиеся земледелием, скотоводством и охотой. В середине XIX в. сюда переселяют малоземельных государственных крестьян из Черниговской, Харьковской и Полтавской губерний.

В 1795 г. на Донбассе впервые были найдены залежи каменного угля. Во второй половине XIX в. темпы разработки угля увеличились. История города Ясиноватая теснейшим образом связана с развитием промышленности на Юге России. В 1869 г. был основан Юзовский металлургический завод. Началось строительство Константиновско-Еленовской железнодорожной линии, которая соединила завод с Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой, а также с районом Еленовки, богатым залежами известняка и железной руды. Станция Ясиноватая была основана в результате строительства первого участка железной дороги Константиновка-Александровка. Датой основания города считается 1872 г., именно 25 марта 1872 г. на этом участке открылось железнодорожное движение.

Вокруг станции Ясиноватая постепенно вырос небольшой поселок. Название станция получила от села, которое располагалось в 4 км от нее, на правом берегу в верховье речки Кривой Торец.

Комитетом министров в начале 1880-х гг. был утвержден план сооружения казенной железнодорожной магистрали от ст. Долинской близ Кривого Рога до Ясиноватой на Донбассе, названной Екатерининской железной дорогой. Линия протянулась на 491 км, а в строй Екатерининская железная дорога была введена в мае 1884 г. Строительством руководил инженер В.А. Титов, благодаря которому были расширены полосы отчуждения и уложены рельсы тяжелого типа. В результате прокладки железнодорожной линии было выстроено 298 мостов. Новая дорога пролегала через богатейшие месторождения известняков и марганцевых руд, через хлебородные уезды Российской империи. Топливо-металлургическая база Юга России получила мощный толчок развития. За первый год эксплуатации прибыль с перевозок полностью покрыла расходы на строительство железной дороги, а в конце XIX в. Екатерининская железная дорога по объему перевозимых грузов вышла на первое место в России. Станция Ясиноватая из линейной превратилась в узловую.

Первыми жителями поселка были бывшие строители железной дороги, в основном выходцы из густонаселенных районов Центральных губерний России, обедневшие местные крестьяне и ремесленники. Труд большинства железнодорожников, особенно станционных рабочих, оплачивался низко. Рабочие проживали в землянках и бараках.

К началу XX в. численность населения Ясиноватой составила около 4000 человек, работали телеграф, 10 торговых заведений, построены церковь, одноклассное училище, четырехклассная школа, кирпично-черепичный завод, паровая вальцевая мельница, угольный склад и склад земледельческих орудий, работал также приемный покой, обслуживающий больных. На станции было выстроено двухэтажное здание вокзала.

Перед Первой мировой войной на железнодорожной станции Ясиноватая располагалось 25 верст станционных путей, оборотное депо для восьми паровозов, путевые мастерские и казармы. Суточная пропускная способность станции составляла 19 пассажирских и 90 товарных поездов с углем и известняком, рудой и хлебом.

Текст: Т.В. Богданова, Российский государственный исторический архив (РГИА).

Заглавное изображение из открытых источников.


Исторические события:


Телеграмма на имя начальника Екатерининской ж.д. 10 декабря 1911 г. РГИА
Телеграмма на имя начальника Екатерининской ж.д. 10 декабря 1911 г. РГИА

Доклад Совету управления Екатерининской ж.д. о рассмотрении смет и расценочных ведомостей на работы по развитию ст. Ясиноватая. 17 февраля 1912 г. РГИА
Доклад Совету управления Екатерининской ж.д. о рассмотрении смет и расценочных ведомостей на работы по развитию ст. Ясиноватая. 17 февраля 1912 г. РГИА

Доклад Совету управления Екатерининской ж.д. о рассмотрении смет и расценочных ведомостей на работы по развитию ст. Ясиноватая. 17 февраля 1912 г. РГИА
Доклад Совету управления Екатерининской ж.д. о рассмотрении смет и расценочных ведомостей на работы по развитию ст. Ясиноватая. 17 февраля 1912 г. РГИА

Рапорт начальника Екатерининской ж.д. в Управление железных дорог. 13.08.1912 г. РГИА
Рапорт начальника Екатерининской ж.д. в Управление железных дорог. 13.08.1912 г. РГИА

Рапорт начальника Екатерининской ж.д. в Управление железных дорог. 13.08.1912 г. РГИА
Рапорт начальника Екатерининской ж.д. в Управление железных дорог. 13.08.1912 г. РГИА

Проект расширения ст. Ясиноватой Донецкой железной дороги. 1912 г. РГИА
Проект расширения ст. Ясиноватой Донецкой железной дороги. 1912 г. РГИА

Проект жилого дома с надворными постройками на станции Ясиноватая. 1912 г. РГИА
Проект жилого дома с надворными постройками на станции Ясиноватая. 1912 г. РГИА

Справка, составленная управляющим Эксплуатационного отдела Управления железных дорог, о продолжении работ по развитию Ясиноватского узла. 28 марта 1916 г. РГИА
Справка, составленная управляющим Эксплуатационного отдела Управления железных дорог, о продолжении работ по развитию Ясиноватского узла. 28 марта 1916 г. РГИА


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8608 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_6296
Поделиться:

Интересно:

Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
29.10.2024 18:33 Аналитика
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
Электросамокаты стали одной из самых горячих тем летнего сезона 2024 года. На фоне ограничений и штрафов, которые ввели главные игроки рынка кикшеринга, в социальных сетях разгорелись целые баталии. Не утихают споры о том, что дает электротранспорт горожанам — удобство и мобильность или дискомфорт...
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
29.10.2024 12:35 Мероприятия
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
В пресс-центре ТАСС прошла конференция, посвященная годовщине освобождения Украины войсками Красной армии от оккупации нацистов и их пособников. Организатор мероприятия - Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации. Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
28.10.2024 18:30 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
«Выберу.ру» составил рейтинг банков с наиболее выгодными автолюбителям картами благодаря кешбэку на АЗС, за покупку запчастей, автосервис и шиномонтаж.   В ходе исследования эксперты финансового маркетплейса «Выберу.ру» изучили текущие параметры продуктов всех российских банков. В результате...
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
28.10.2024 18:14 Аналитика
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
В конце сентября 1941 года началась великая битва под Москвой. Это было одно из крупнейших событий Второй мировой войны. Не сумев после Смоленского сражения сходу прорваться к Москве, немцы не успокоились. 6 сентября фашисты приняли новое решение захватить Москву, разработав план операции «Тайфун»...
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
28.10.2024 17:34 Консультации
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
Бизнес в малых городах - это хорошая возможность открыть свое дело, не подвергая себя рискам крупных городов. В их числе высокая конкуренция, сложности с поиском хороших локаций, пресыщенность местных жителей ассортиментом товаров и услуг и др. У бизнеса в малых городах есть своя специфика, зная...