13.11.2023 11:50
Новости.
Просмотров всего: 6103; сегодня: 8.

172 года назад введена в эксплуатацию Николаевская железная дорога

172 года назад введена в эксплуатацию Николаевская железная дорога

Старейшая в России Николаевская железная дорога была введена в эксплуатацию 13 ноября 1851 года соединив две российские столицы. В этот день в 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, прибывший в Москву на следующие сутки. В пути он пробыл 21 час 45 минут.

Расстояние между Петербургом и Москвой составляет 634 километра, длину дороги определили в 644 километра. В то время это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей. В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость движения составляла 29,6 км/ч.

Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время в пути сокращалось. В 1830-1840 годах вопрос о соединении надежной дорогой Санкт-Петербурга с центральными районами России потребовал неотложного разрешения. Отсутствие удобных путей сообщения ставило Петербург под угрозу голода, а также становилось все более серьезной помехой развитию промышленности.

Император Николай Первый 13 февраля 1842 года подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва. Дорогу решили проложить по кратчайшему расстоянию между двумя столицами, длину ее определили в 644 километра. Впоследствии, при строительстве Веребьинского обхода в 1877 году, протяженность дороги увеличилась до 650 километров.

Строительство было поручено осуществлять двум дирекциям - Северной и Южной. Северную дирекцию возглавил Павел Мельников, Южную - Николай Крафт. Строительные работы начались летом 1843 года. Дорога строилась по инженерно обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью потребную пропускную способность с учетом перспективы. Земляное полотно возводилось сразу под два пути.

По настоянию Мельникова ширина колеи была установлена равной пяти футам или 1524 миллиметрам. Она стала стандартной для всех железных дорог России. На линии Петербург - Москва впервые были применены широкоподошвенные рельсы, изготовленные на Людиновском заводе. Впоследствии этот профиль рельса распространился по всем железным дорогам мира.

Строителям для преодоления водных преград пришлось возвести восемь больших и 182 средних и малых моста. На дороге были построены 34 станции. Возведены два крупных вокзала в Москве и Петербурге по проектам архитектора Константина Тона.

Движение на отдельных участках железной дороги началось уже в 1846 году, а 13 ноября 1851 года состоялось официальное открытие всей магистрали. Первый поезд, состоящий из паровоза, двух мягких, трех жестких и одного багажного вагона, вышел из Петербурга в 11 часов 15 минут и прибыл в Москву на следующие сутки в девять часов утра, пробыв в пути 21 час 45 минут. В нем было 192 пассажира.

Первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда в сутки. Дорога была двухпутной, а движение - левосторонним. Пассажирский поезд состоял из семи вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость поезда составляла тогда 29,6 километра в час. В 1854 году был введен график движения поездов.

В 1855 году магистраль получила название: «Николаевская железная дорога», в честь императора Николая I, а с 1923 года носит название «Октябрьская». Северо-Западные железные дороги 1 сентября 1929 года объединились с Октябрьской. Основные магистрали - Ленинград - Москва, Ленинград - Псков, Ленинград - Нарва, слились в единое Управление Октябрьских железных дорог, с 1936 года - Управление Октябрьской железной дороги.

Во время Великой Отечественной войны из-за блокады Ленинграда резко изменился характер работы дороги. Действующие линии использовались в основном для перевозок грузов к фронту и продовольствия в Ленинград.

Гитлеровские войска были отброшены от Ленинграда 27 января 1944 года, а 23 февраля из Ленинграда в Москву по восстановленному главному ходу был отправлен первый после снятия блокады грузовой поезд, 20 марта в столицу отправился поезд «Красная стрела» - фирменный поезд, курсирующий по Октябрьской железной дороге между Москвой и Ленинградом с 1931 года.

К 1950 году на Октябрьской дороге было восстановлено 3,5 тысячи километров главных путей, более 300 вокзалов и 1126 зданий, 240 мостов, свыше 6,3 тысяч километров линий связи. В 1950-1960-х годах было произведено ее техническое перевооружение. В 1962 году линия Ленинград - Москва была переведена на электротягу. На главном ходу Ленинград - Москва 15 декабря открылось регулярное движение пассажирских поездов с электровозами ЧС-1, ЧС-2, с конструктивной скоростью 160 километров в час.

В середине 1980-х годов техническое оснащение дороги позволило наряду с обычными поездами начать эксплуатацию высокоскоростных экспрессов ЭР 200, развивающих скорость до 200 километров в час.

В 1996-2000 годы была проведена реконструкция магистрали Петербург - Москва, фактически построена по современным технологиям новая железная дорога. Благодаря реконструкции составы могут достигать скорости 200-250 километров в час. 

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романов Николай I Павлович, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский, третий сын императора Павла I, брат императора Александра I, отец императора Александра II, внук Екатерины II.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8214 публикаций
Сайт: rus.team/events/vvedena-v-ekspluatatsiyu-nikolaevskaya-zheleznaya-doroga
Поделиться:

Интересно:

Ученые узнали, кто устроил «нулевую мировую войну»
07.10.2024 13:02 Аналитика
Ученые узнали, кто устроил «нулевую мировую войну»
Об одном из самых первых сражений в Европе стало известно не так давно. По меркам бронзового века, событие в долине реки Толлензе было весьма масштабным — тысячи участников, как минимум сотни жертв. Однако до сих пор не ясно, кто с кем бился и почему. Новое открытие приближает к ответу, а также...
О легендарных Героях Советского Союза расскажет документальный сериал
07.10.2024 10:15 Новости
О легендарных Героях Советского Союза расскажет документальный сериал
В сети «Интернет» опубликованы первые серии документально-анимационного проекта «Звезда Героя», который создан при поддержке АНО «Институт развития интернета». В роликах рассказывается о Героях Советского Союза, которые совершили подвиги в годы Великой Отечественной войны. Всего проект...
04.10.2024 20:56 Аналитика
Как россияне тратят деньги в Турции: Исследование АТОР и Letim
Совместное исследование Ассоциации туроператоров России (АТОР) и платёжного сервиса Letim о потребительских привычках российских туристов в Турции в 2024 году показало, что 80% путешественников брали с собой на отдых наличную валюту, при этом почти каждый второй россиянин беспокоился об их...
4 октября 1916 года был основан город Мурманск
04.10.2024 12:04 Новости
4 октября 1916 года был основан город Мурманск
4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года был основан город Романов-на-Мурмане, впоследствии получивший современное название — Мурманск. Первые проекты прокладки железнодорожного пути на Кольский полуостров появились ещё в последней трети XIX в., однако...
Освобождение Румынии от нацистов в 1944 году обсудили в Москве
03.10.2024 17:29 Мероприятия
Освобождение Румынии от нацистов в 1944 году обсудили в Москве
3 октября 2024 года в Москве прошел методический семинар «Освобождение Румынии в 1944 году». Эксперты Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации обсудили ключевые точки исторической памяти об освобождении Румынии от нацистов в 1944 году. «Нацистская Германия...