30.10.2023 10:07, Редакция: 30.10.2024 09:03
Новости.
Просмотров всего: 33636; сегодня: 102.

История главного города-порта Дальнего Востока России

История главного города-порта Дальнего Востока России

Сегодня, кроме краеведов и историков, мало кто знает, что город Владивосток на протяжении многих лет стоял на распутье, мучаясь вопросом: быть ему главным городом-портом на Тихоокеанском побережье России или не быть? И вполне могло статься так, что функции Владивостока могли быть возложены на Посьет или Ольгу, а владивостокцы бы нынче жили в заштатном городишке, пусть и со звучным именем...

В поисках удобной гавани Прежде чем Владивосток стал форпостом России на Тихом океане, в качестве главного центра-порта в регионе был Охотск, который русские первопроходцы основали в 1665 г. Однако его расположение было неудобно для мореплавателей, и порт был перенесен в Аян. Потом был Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре...

Пост Владивосток был основан 2 июля (20 июня по ст. стилю) 1860 г. Но на карте первопроходцев он появился годом раньше, когда наши моряки на пароходо-корвете «Америка», где держал флаг генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев-Амурский, исследовали побережье Южно-Уссурийского края. В ходе этого плавания мореходы открыли и впервые нанесли на карту ряд знаковых для нас названий в заливе Петра Великого. Тогда же они зашли в незнакомую удобную бухту. Встав на рейде и оценив ее достоинства, русские моряки сделали историческую запись на карте: «порт Владивосток» (что значит «владеть Востоком»).

По поводу выбранного места под военный пост на берегу Золотого Рога Муравьев-Амурский в своем рапорте констатировал: «По своему географическому положению Владивосток должен стать главной базой в южном Приморье, а побережье залива Петра Великого и прилегающие к нему земли могут послужить местом для заселения переселенцев».

Заметим, что строительство военных постов в южных гаванях, и как можно быстрее, диктовалось тогда в первую очередь военно-политическими соображениями, т.к. была опасность захвата побережья англо-французским десантом. И это прекрасно понимал генерал-губернатор Восточной Сибири, предпринимая огромные усилия, чтобы предотвратить вторжение.

Уже на следующий год после основания поста Владивосток был объявлен портом, и здесь было введено порто-франко (право беспошлинной торговли заграничными товарами), что способствовало развитию торговли. Значение Владивостока как морского порта было быстро оценено иностранцами, которые организовали здесь торговлю различным товаром. Правда, он часто не соответствовал качеству, т.к. приобретался, как правило, на распродажах бракованных изделий в Шанхае и Сан-Франциско.

В 1872 г. из Николаевска-на-Амуре во Владивосток перебазируется управление главного командира портов Восточного океана и Сибирская военная флотилия вместе с госпиталем, мастерскими и корабельным составом: 15 кораблей и судов и около 10 баркасов, барж и ботов. В порту царит оживление: военный люд начинает обустраивать свой быт, на заработки потянулись новые партии китайцев и корейцев. Потирают руки иностранные купцы и торговцы.

В 1875 г. Владивосток переводится на городовое положение, а в 1880 г. возведен в ранг города, хотя по-прежнему представлял из себя захолустное поселение. Тогда правительство также не очень раскошеливалось на нужды города.

Весной 1880 г. произошло знаменательное событие: была открыта регулярная морская линия Одесса - Владивосток судов Добровольного флота. 12 апреля в бухту Золотой Рог прибыл первый пароход «Москва» с грузом различных продуктов и товаров. По замыслу, эта линия должна была обеспечивать напрямую дальневосточное население товарами из Индии и Китая без посредничества заморских торговцев. А также дать отечественным товарам широкий доступ на азиатские рынки и освободить окраину России от засилия иностранных товаров.

Как Владивосток едва не утратил роль главного порта Владивосток вполне мог и не иметь того значения, которое он приобрел. Дело в том, что генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьев-Амурский первоначально (после Николаевска-на-Амуре) склонялся к мысли заложить новый город и главный порт на Тихом океане в заливе Посьета, где основал пост новгородский капитан Черкавский со своими солдатами. Владивостоку же придавалась второстепенная роль, куда и был сослан любивший выпить прапорщик Комаров с командой под стать ему. По свидетельствам, это были еще те ребята! Впрочем, как бы там ни было, свою историческую миссию эти люди выполнили: они положили начало Владивостоку.

Между тем, вопрос о том, где же, в конце концов, должен быть главный порт тихоокеанского побережья России, был открыт более полутора десятков лет (начиная с 1866 г.), что изрядно нервировало коммерсантов и обывателей Владивостока. Слухи о переносе главного порта в Посьет или в Ольгу то усиливались, то затихали. И пока этот вопрос оставался открытым, развитие Владивостока было парализовано.

Конец этой неопределенности положили лишь в июне 1886 г., когда прибывший во Владивосток морской министр Шестаков объявил: «Находятся еще люди, думающие о том, что мы будем двигаться еще и далее и будем переноситься куда-нибудь из Владивостока в другой пункт. Так могут думать только авантюристы. Мы дошли до конечного пункта, на этом пункте остановились и утвердились в нем твердо (...)». Кроме того, он заявил, что, наоборот, предполагается увеличить расходы на строительство порта и увеличение Тихоокеанской эскадры в течение 3 лет на 12 кораблей. А Доброфлот взял на себя обязательство обеспечивать сообщение между Владивостоком, Сахалином и северными портами. После этой речи горожане на радостях избрали Шестакова почетным гражданином города. Первым в его летописи. Так Владивосток остался главным портом России на Тихом океане. Строительство железной дороги еще больше усилило торгово-экономическую и военную роль Владивостока в регионе.

Считать Владивостоком город Дальний! 

На исходе ХIХ в. фортуна в лице царского правительства вновь стала отворачиваться от Владивостока и выбивать из под ног почву у коммерсантов и купцов, обжившихся на берегу Золотого Рога. Дело в том, что министр финансов Витте «пробил» строительство главного военного порта-крепости России на Тихом океане в Порт-Артуре, а также крупного коммерческого порта Дальний (южная оконечность Ляодунского полуострова, арендованного Россией у Китая в 1898 г.) для торговли с государствами Юго-Восточной Азии, который заменил бы Владивосток. После чего все финансовые потоки были перенацелены на обустройство нового детища царского правительства. При этом между Порт-Артуром и Дальним возникла нешуточная конкуренция за право быть наиболее финансируемым из госказны. Дальнему повезло больше. Это серьезно повлияло на настроения торгового люда во Владивостоке. Часть из них сменила свои приоритеты и двинула свой бизнес в Китай, где набирал обороты новый «национальный проект».

В печати разгорелась полемика: нужен России Дальний или все-таки это блажь? Так, к примеру, в статье «О лишнем городе Дальнем» редактор газеты «Дальний Восток» Виктор Панов незадолго до начала Русско-японской войны доказывал правительству, опираясь на мнение уважаемых людей: «...Положение пресловутого «всемирного» города Дальнего день ото дня становится все более щекотливым. Все более и более выясняется перед людьми даже наименее дальновидными, ...что город этот является не только «дальним», но, безусловно, вместе с тем и «лишним». Дальний - это мираж, который мерещился людям, не вникающим серьезно в истинное положение вещей на азиатском Востоке».

Грянула Русско-японская война 1904-1905 гг., и Россия потеряла и Порт-Артур, и Дальний. А вместе с ними и миллионы рублей золотом, вложенных в эти проекты. В 1908 г. тот же Панов в статье «Историческая ошибка» писал по сему поводу: «Коммерческие интересы Дальнего тотчас столкнулись с военно-морскими интересами Порт-Артура, и внутренняя борьба двух городов завершилась тем, что к моменту войны крепость, по недостатку ассигнований, оказалась необорудованной, а коммерческий порт, строившийся из золота, но не прикрытый этой крепостью, послужил неприятелю отличной базой для взятия Порт-Артура. Дальний оказался великолепным рычагом, с помощью которого японцы свергли с основания Порт-Артур. Южно-Маньчжурская железная дорога стала подспорьем японскому наступлению на русскую армию в Маньчжурии. Погибли две русские эскадры. Утрачена слава русских побед. Оторвана часть русской территории». 

Так, в силу сложившихся обстоятельств, Владивосток вновь стал главным портом России на Тихом океане.

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Витте Сергей Юльевич, русский государственный и политический деятель, министр путей сообщения, министр финансов, председатель Совета министров, реформатор, действительный тайный советник, член Государственного совета;
  • Муравьёв-Амурский Николай Николаевич, русский государственный деятель, Тульский военный и гражданский губернатор, генерал-губернатор Восточной Сибири. генерал от инфантерии, генерал-адъютант, основатель Благовещенска, Хабаровска и Владивостока;
  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства.
Тематические сайты: Водный транспорт, Государство, Импорт, История, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт, Торговля, дистрибуция, продажи, Экспорт
Сайты субъектов РФ: Камчатский край, Новгородская область, Приморский край, Сахалинская область, Хабаровский край
Сайты столиц субъектов РФ: Камчатский край - Петропавловск-Камчатский, Приморский край - Владивосток
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ
Сайты стран: Великобритания, Индия, Китай, Корея Северная (КНДР), Корея Южная, Россия, Соединенные Штаты Америки, Украина, Франция, Япония
Сайты городов стран: Соединенные Штаты Америки - Сан-Франциско, Украина - Одесса
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Азия Юго-Восточная, Азия Южная, Америка Северная, Европа Восточная, Европа Центральная
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС (BRICS) - Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Сайт: flot.com/news/dayinhistory/?ELEMENT_ID=1871&ysclid=lobtvom6m8571311576
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...