18.10.2023 17:01
Новости.
Просмотров всего: 8139; сегодня: 43.

107 лет назад в Хабаровске состоялось открытие Амурского моста

107 лет назад в Хабаровске состоялось открытие Амурского моста

Совмещенный мостовой переход через реку Амур в Хабаровске, именовавшийся Алексеевский, был открыт для движения 18 октября 1916 года. Именно строительством Амурского моста завершилось объединение в непрерывную цепь Транссибирской железнодорожной магистрали, соединяющей Дальневосточную окраину с Европейской частью страны.

Первые изыскания по определению места для мостового перехода через Амур были проведены еще в конце XIX века в ходе строительства Уссурийской железной дороги. Но для того, чтобы ускорить и удешевить прокладку Транссиба, железнодорожную линию Владивосток провели через Маньчжурию по Китайско-Восточной дороге. Поскольку Хабаровск оказался в стороне от главного пути, то отпала и необходимость строить Амурский мост.

Однако последствия Русско-японской войны показали, что главная магистраль страны должна проходить по территории России. Проектировщикам предстояло разрешить сложную инженерную задачу. Амур - река во многом необычная и своенравная, у нее особая гидрология. Авторство в создании перехода разделили два выдающихся русских инженера - Лавр Дмитриевич Проскуряков, проектировавший основную русловую часть и Григорий Петрович Передерий - автор левобережной подъездной эстакады через амурскую протоку с характерным названием Бешеная.

Созданный ими проект был во многом новаторским. Он предусматривал необычное сочетание железобетона и стали: Амур перекрывался цепью металлических ферм, а над его протокой должна была подняться железобетонная арочная эстакада. Мост поражал и небывалой длиной - 2600 метров. Это был крупнейший мостовой переход из всех построенных к тому времени на железных дорогах Евразии.

Торжественная закладка Амурского моста состоялась 12 августа 1913 года. На стройке было задействовано около 5 тысяч человек: вольнонаемных, контрактных, арестантов. Привлекались специалисты - минеры, кессонщики, каменщики, клепальщики. Все они размещались в специальном мостовом городке, расположенном на обоих берегах Амура и на острове вблизи строящегося моста.

Здесь же находились складские и компрессорные помещения, производилась сборка кессонов и пролетов с последующей надвижкой последних на опоры. Работы велись круглосуточно, по сменам продолжительностью 10 часов.

Металлические фермы весом свыше 1000 тонн изготовлялись в Варшаве на машиностроительном и чугунолитейном заводе «К. Рудзкий и Ко». Пролеты в разобранном виде доставлялись сначала в Одессу, а затем южно-морским кругосветным путем через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны во Владивосток. Здесь их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск. Сборка ферм производилась на месте строительства моста.

Невероятные темпы строительства «амурского чуда» обеспечивались за счет отлаженного механизма финансирования и организации труда. Возведение «чуда» было завершено в рекордно короткий срок: за 3 года и 3 месяца. Сдать мост в эксплуатацию еще раньше помешала Первая мировая война. Многие опытные рабочие ушли на фронт. Чтобы не снижать темпы работ, ведущим рабочим увеличили дневные ставки.

Осенью 1914 года немецкий крейсер «Эмден» потопил в Индийском океане пароход «Кортейк», который вез две последние фермы для Амурского моста. Новые пришлось заказывать в нейтральной Канаде, и это отодвинуло на год сроки сдачи моста. Несмотря на тяжелые условия труда и трудности военного времени, железнодорожный мост через реку Амур был открыт для постоянного движения 18 октября 1916 года.

В тот день сомкнулись все звенья Великого сибирского пути, связавшего центр России с дальневосточными окраинами. Окончание строительства совпало с днем рождения наследника престола, мост назвали Алексеевским в честь сына последнего российского императора Николая II. Казне мост обошелся в 13,5 миллионов рублей.

Через четыре года два пролета моста были взорваны. Первые попытки восстановить мост были предприняты в 1921 году. Однако из-за плохого финансирования восстановить движение по нему смогли только в 1925 году. С каждым годом нарастал объем грузоперевозок по Транссибу, поезда по мосту шли с интервалом в несколько минут. Между тем фактическая нагрузка на мост существенно превышала проектную.

В начале 1980-х годов Амурский мост исчерпал ресурс провозной и пропускной способности, из «венца» Транссиба стал превращаться в его «слабое звено». После долгой подготовки и бурных дискуссий было принято решение о реконструкции моста в двухпутный железнодорожный с совмещенным автодорожным проездом, с организацией движения на двух уровнях. С 1991 по 1999 годы велись работы 1-ой очереди реконструкции.

Движение поездов по нему открыли в июне 1998 года, через год новый мостовой переход был полностью введен в эксплуатацию с совмещенным автодорожным проездом. Двухполосная дорога стала частью трассы «Амур». В результате восьми лет работ трехкилометровый железнодорожный мост превратился в мостовой переход с лево- и правобережными автодорожными подходами общей протяженностью 3,9 километров. А в 2010 году открылся музей истории Амурского моста.

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий:

  • Романов Николай II Александрович, император Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский, правление ознаменовано экономическим развитием России при росте социально-политических противоречий и революций.

Участники событий:

  • Романов Николай II Александрович, император Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский, правление ознаменовано экономическим развитием России при росте социально-политических противоречий и революций.
Тематические сайты: Дороги, Железнодорожный транспорт, Инфраструктура, История, Машиностроение, металлообработка, Металлургия и изделия, Праздники, памятные даты, юбилеи, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт
Сайты субъектов РФ: Приморский край, Хабаровский край
Сайты столиц субъектов РФ: Приморский край - Владивосток, Хабаровский край - Хабаровск
Сайты городов субъектов РФ: Приморский край - Уссурийск
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ
Сайты стран: Германия, Канада, Китай, Польша, Россия, СССР, Украина
Сайты столиц стран: Польша - Варшава
Сайты городов стран: Украина - Одесса
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Америка Северная, Европа Восточная, Европа Центральная
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС (BRICS) - Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 3702 публикации
Сайт: rus.team/events/otkrytie-amurskogo-mosta-v-khabarovske
Поделиться:

Интересно:

Проблему фальсификации истории обсудили в Москве
07.12.2023 10:18 Новости
Проблему фальсификации истории обсудили в Москве
В ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная результатам исследования «Войны памяти: битва за прошлое», проведенного ТАСС и компанией «Крибрум» при участии Института наследия и современного общества РГГУ. Целью проекта стало выявление и изучение закономерностей в распространении...
Некоторые страны встали на сознательный путь подмены реальной истории
07.12.2023 09:18 Новости
Некоторые страны встали на сознательный путь подмены реальной истории
В Москве в ТАСС состоялась презентация, посвящённая результатам совместного проекта ТАСС, исследовательской и технологической компании «Крибрум» при участии Института наследия и современного общества РГГУ «Фальсификации истории. Войны памяти: битва за прошлое». На презентации выступил председатель...
Потомкам защитников Москвы представили фильм о народном ополчении
06.12.2023 12:54 Мероприятия
Потомкам защитников Москвы представили фильм о народном ополчении
В Музее Победы состоялась встреча с потомками защитников столицы «Народное ополчение. Битва за Москву», приуроченная к 82-й годовщине начала контрнаступления советских войск в декабре 1941 года. Патриотическая программа «Памяти Московского народного ополчения» реализуется с 2015 года...
Легендарный казак Константин Недорубов
06.12.2023 12:37 Персоны
Легендарный казак Константин Недорубов
Казак Константин Недорубов был полным георгиевским кавалером, получал именную шашку от Буденного, стал Героем Советского Союза ещё до парада Победы 1945 года. Свою Золотую Звезду Героя он носил вместе с "царскими" крестами.   Константин Иосифович Недорубов родился 21 мая 1889 года...
Об уроках Нюрнберга московским студентам рассказал Александр Звягинцев
04.12.2023 10:36 Мероприятия
Об уроках Нюрнберга московским студентам рассказал Александр Звягинцев
С исполнения гимна России в Университете науки и технологий (МИСИС) — в одном из наиболее динамично развивающихся научно-образовательных центров страны – началась встреча Александра Звягинцева, заместителя директора Института государства и права РАН, вице-президента Союза криминалистов и...