14.06.2023 09:08
Новости.
Просмотров всего: 11934; сегодня: 9.

Реставраторы восстановливают здания в стиле конструктивизма в Москве

Реставраторы восстановливают здания в стиле конструктивизма в Москве

Конструктивизм — архитектурное направление ХХ века, которое зародилось в России. Авангардные сооружения, вошедшие во все учебники по архитектуре, и сегодня поражают своей оригинальностью и стилем.

Конструктивизм 1920–1930-х годов предполагал смелые и радикальные эксперименты, доселе невиданные в мировой архитектуре. Первое в истории здание с вынесенным за основной объем амфитеатром, огромные дома-коммуны, описанные еще социалистами-утопистами, но реализованные лишь в СССР, творение знаменитого Ле Корбюзье, хлебопекарный завод, ставший сегодня музеем, — все эти сооружения не просто сохранились в столице, но продолжают жить благодаря реставрации.

Архитектура будущего.

Авангардисты 1910–1930-х годов отказались от принципа «искусство ради искусства» и решили, что оно должно служить практическим целям. Так появились абстракционизм и супрематизм в живописи, футуризм — в поэзии и конструктивизм — в архитектуре. Последний достиг своего наивысшего расцвета в Советской России. 

Конструктивизм тех лет — не только архитектурный стиль, но и целый социальный эксперимент. Молодые советские архитекторы перевернули представление о том, каким должно быть здание. В основу легли утилитарность, экономичность, лаконичность форм, отсутствие декора, правильная геометрия. Именно на этих принципах строят большинство зданий и сегодня. В этом смысле конструктивизм можно назвать прообразом современной архитектуры.

В Москве сохранилось немало шедевров советского авангарда: дома культуры, административные, жилые и промышленные сооружения. Их постепенно реставрируют и интегрируют в жизнь мегаполиса практически в том виде, в котором они создавались почти столетие назад.

Театр Романа Виктюка (бывший Дом культуры имени И.В. Русакова).

Рабочие клубы стали символом новой социально ориентированной архитектуры 1920-х. Один из наиболее известных — клуб Союза коммунальников имени И.В. Русакова — был построен в 1927–1929 годах по проекту архитектора Константина Мельникова.

Внешний облик здания в виде шестеренки, зрительный зал-трансформер, который занимал 70 процентов конструкции и из общего превращался в несколько отдельных аудиторий, — все стало архитектурным вызовом и предлагалось впервые. Более того, клуб оказался первым в мире сооружением с балконами амфитеатра, вынесенными за пределы основного пространства.

В 1996 году авангардный Театр Романа Виктюка стал государственным и получил подходящее по духу здание бывшего Дома культуры. Театру требовалась масштабная реконструкция с реставрацией, которая началась только в 2012 году.

Для зрителей Театр Романа Виктюка на Стромынке вновь открыл свои двери только в 2016-м. Памятнику конструктивизма вернули прежний вид, а внутреннее убранство приспособили под нужды современного театра, отреставрировав сцену, зрительный зал и фойе. Пространство превратили в подобие античного амфитеатра, а часть зрительных мест, как и задумал Мельников, расположили в трех выступающих секторах.

Дом Наркомфина на Новинском бульваре.

Дома-коммуны описывали еще социалисты-утописты, в частности Шарль Фурье в своей концепции фаланстера — новой формы жилья, где люди будут приобщаться к коллективизму и освободятся от тягот домашнего быта. В СССР дома, устроенные по принципу фаланстера, стали одними из самых узнаваемых построек в стиле конструктивизма. Дом Наркомфина, пожалуй, самый знаковый из них.

Его построили в 1930 году по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР. Дом Наркомфина стал воплощением принципа дома переходного типа. В здании индивидуальные жилые помещения соседствовали с бытовыми — столовой и спортивным залом, мастерскими, яслями и детским садом, также был пристроен корпус общественного обслуживания.

Здание в народе стали называть домом-кораблем или домом-пароходом. Сходство с кораблем постройке придавали белые фасады, приподнятый за счет колонн первый этаж и надстройка в виде мостика на плоской крыше.

Комплексная реставрация Дома Наркомфина началась в 2016 году, а руководил проектом внук архитектора Алексей Гинзбург. До этого здание даже не ремонтировали капитально. В ходе работ демонтировали поздние надстройки и пристройки, раскрыли колонны застроенного цокольного этажа жилого корпуса. Специалисты отреставрировали несущий железобетонный каркас здания, воссоздали объемно-планировочную структуру мест общего пользования и квартир, композицию и оформление фасадов. Часть раскрытий сохранили в виде экспозиционных фрагментов, теперь они доступны посетителям коммунального корпуса.

В 2020 году Дом Наркомфина стал лауреатом премии «Московская реставрация» сразу в двух номинациях.

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе.

Если Дом Наркомфина напоминает корабль, то дом-коммуна на улице Орджоникидзе, скорее, похож на аэроплан. Это здание в конструктивистском стиле построили в 1929–1930-х годах по проекту архитектора Ивана Николаева для студентов Московского текстильного института. Оно состояло из трех корпусов: спального (блок А), санитарного (блок Б) и учебного (блок В). Все этажи второго корпуса связал параболический пандус — он стал одним из символов русского авангарда.

Внутренняя планировка была такой же авангардной для тех лет, как и внешний вид: все здесь было подчинено новой организации быта студентов. В спальном корпусе располагались специальные кабины площадью шесть квадратных метров для двух человек, в санитарном — уборные, душ, раздевалки и прачечная, а в общественном корпусе — столовая, библиотека, спортзалы и кабинеты для занятий. 

В 1990-е спальный корпус вывели из эксплуатации из-за несоответствия санитарным нормам, и он долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Его реставрация завершилась в 2013 году. Чтобы сохранить память о студенческом быте 1930-х, в музейном блоке воссоздали шесть спальных кабин. На фасаде восстановили ленточные окна оригинальной величины с деревянными рамами.

К 2016 году завершили работы в двух других корпусах. Сегодня в доме-коммуне, как и было задумано, располагается студенческое общежитие Московского государственного института стали и сплавов.

Хлебозавод № 5 имени Василия Зотова.

Хлебопекарный завод на Ходынской улице построили в 1931 году по проекту архитектора Александра Никольского и инженера Георгия Марсакова. Основная часть здания имеет форму цилиндра. У такого решения есть практическое значение: здесь впервые в СССР применили кольцевой конвейер, разработанный инженером Марсаковым, который автоматизировал весь процесс выпекания хлеба. Название завод получил по имени наркома пищевой промышленности Василия Зотова, который организовал массовое строительство подобных предприятий в советской столице.

Хлеб выпекали здесь до 2006 года, а затем бывший хлебозавод пустовал 12 лет, пока в 2018-м не началась его реставрация. Благодаря выявлению и консервации элементов внутренней отделки сегодня москвичи могут увидеть, как менялись интерьеры на протяжении почти 100-летней истории здания.

Кроме того, реставраторам удалось сохранить кирпичную кладку 1930-х годов и конвейерный барабан, куда спрятали инженерные коммуникации. Была восстановлена шахта подъемника, проходившая вдоль одной из лестниц, расчищено и законсервировано живописное панно с изображением женщины-пекаря с караваем в руках.

Фасад здания, как и прежде, украшают цифры «1931», выложенные белым кирпичом на красном фоне. Надпись «Хлебозавод 5» реставраторы восстановили по историческим фотографиям. Осенью прошлого года в отреставрированном региональном памятнике открыли центр изучения конструктивизма «Зотов», а ключевым экспонатом стал сам бывший хлебозавод.

Здание Центросоюза потребительских работников.

Офис для работников Центросоюза построен по проекту французского архитектора Ле Корбюзье — пионера модернизма и функционализма в мировой архитектуре. Это единственное здание в России, возведенное по его проекту, с которым он победил на трехэтапном конкурсе и обошел многих талантливых архитекторов — новаторов того времени. Строительство началось в 1929 году и продолжалось семь лет.

Здание отличают монументальность и лаконичность форм, основанных на сочетании простых геометрических объемов. Это одно из первых в мире больших офисных строений со сплошным остеклением. Гигантские стеклянные поверхности на фасадах, контрастирующие с облицованными плоскостями, мощные открытые опоры, свободные пространства первого этажа, плоские крыши — эти принципы, сформулированные еще в 1920-е годы, Ле Корбюзье воплотил в здании Центросоюза.

Реставрация шедевра конструктивизма началась в 2011-м. Фасады очистили специальными растворами, небольшие утраты каменной облицовки восполнили декоративной сухой смесью, идентичной цвету камня. В центральном вестибюле реставраторы восстановили колонны из искусственного мрамора и воссоздали рисунок мраморного пола. Поздние полы в лифтовых холлах заменили на новые — из керамогранита под цвета дерева.

В 2014 году здание Центросоюза стало лауреатом конкурса «Московская реставрация». Сегодня там располагается Федеральная служба государственной статистики (Росстат).


Дом культуры имени И.В. Русакова на Стромынской площади. Фото В. Кузьмина. 2 августа 1970 года. Главархив Москвы
Дом культуры имени И.В. Русакова на Стромынской площади. Фото В. Кузьмина. 2 августа 1970 года. Главархив Москвы

Театр Романа Виктюка (бывший Дом культуры имени И.В. Русакова). Фото Ю. Иванко. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Театр Романа Виктюка (бывший Дом культуры имени И.В. Русакова). Фото Ю. Иванко. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Дом Наркомфина. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Дом Наркомфина. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Дом Наркомфина. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Дом Наркомфина. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Дом-коммуна студентов на улице Орджоникидзе. Фото: Б. Маркуса. 1970-1980 гг. Главархив Москвы
Дом-коммуна студентов на улице Орджоникидзе. Фото: Б. Маркуса. 1970-1980 гг. Главархив Москвы

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Вид на здание хлебозавода-автомата № 5 на Ходынской улице. Фото С. Соларева. Октябрь 1957 г. Главархив Москвы
Вид на здание хлебозавода-автомата № 5 на Ходынской улице. Фото С. Соларева. Октябрь 1957 г. Главархив Москвы

Вид на здание хлебозавода-автомата № 5. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Вид на здание хлебозавода-автомата № 5. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Вид на здание Центросоюза на улице Кирова. 1935-1936 гг. Главархив Москвы.
Вид на здание Центросоюза на улице Кирова. 1935-1936 гг. Главархив Москвы.

Здание Центросоюза. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Здание Центросоюза. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9460 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/125155073/
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...