Уходящий год на рынке недвижимости, и элитной в том числе, был неоднозначным – и в плане спроса, и в плане цен, на формирование которых влияли разные факторы, включая изменение логистических цепочек на поставку премиальных материалов и оборудования и их стоимость, а также ожидания девелоперов по марже. Рынок ушел от минимальных значений по объему нового предложения, но цены на такие проекты и начальная стадия строительства во многом исключили интерес со стороны инвесторов, а покупатели недвижимости для собственного проживания переориентировались на готовые новостройки, отмечает Ольга Зыблая, директор по продажам клубных домов Turandot Residences (https://turandot-residence.ru/)& Artisan (https://artisanhouse.ru/).
По словам эксперта, в связи с этим в поле зрения покупателей оказывались, прежде всего, готовые или находящиеся на высокой стадии строительства клубные дома, расположенные в традиционных для элитного жилья районах – Центрального округа Москвы. Это районы со сложившейся застройкой и характерной столичной атмосферой, сами дома – как правило, обладают исторической ценностью, являясь архитектурными памятниками или объектами культурного наследия.
«На протяжении последних десяти лет мы наблюдаем, что покупатель элитной недвижимости становится все моложе, и в этом году случился очередной виток этого тренда, – говорит Ольга Зыблая. – Большую часть спроса формируют люди в возрасте от 35 до 55 лет. Любопытно то, что многие из покупателей нижнего возрастного рубежа интересуются именно историческими проектами в центре Москвы – в определенной степени это перекликается с fashion-трендом на винтажные люксовые вещи, который все более популярен как раз среди молодежи. И если одна часть целевой аудитории, включая молодежь, решает покинуть страну, другая часть, наоборот, стремится вернуться. Замеченный тренд на реэмиграцию наблюдается среди состоятельных клиентов, кому некомфортно стало жить заграницей или кто намерен перевезти на родину своих детей, получавших образование за рубежом».
В 2022 году состоятельные покупатели еще более требовательно подходили к продуктовым характеристикам при выборе жилья. «Далеко не всякий элитный проект мог удовлетворить в части таких критериев, как наличие зеленых зон в проекте – этот запрос фигурировал в половине случаев, то есть каждый второй клиент, рассматривая к покупке жилье, обозначал данное условие как одно из главных, наравне с определенной локацией, планировочными решениями и уровнем сервиса. Поэтому тренд, идущий еще со времен пандемии, когда многие ощутили нехватку открытых пространств, по-прежнему будет актуален», – поясняет эксперт.
Еще одна тенденция, закрепившаяся в уходящем году – увеличение срока принятия решения о покупке недвижимости. «Срок вырос практически вдвое – с 4-5 месяцев до девяти. В ближайшее время не стоит ожидать обратного процесса: скрупулезная тщательность при выборе недвижимости для собственного проживания и взвешивание всех «за и против» потребует больше времени, что отразится на темпах продаж и конвертации переговоров в сделки. Хотя за счет расширения воронки на более молодую аудиторию, возможно, удастся этот тренд компенсировать», – поясняет Зыблая.
Самым популярным финансовым инструментом на рынке высокобюджетной недвижимости будет рассрочка. В целом по рынку, согласно данным Intermark Real Estate (ранее Savills), в этом году сделки с помощью привлечения ипотечных средств сократились вдвое, а рассрочка, наоборот, пользовалась повышенным спросом. «Однако на примере наших клубных домов клубных домов Turandot Residences & Artisan, – замечет Ольга Зыблая, – мы зафиксировали обратный тренд: наши клиенты в этом году стали больше привлекать заемных средств (доля таких покупателей выросла до 20% против 12% в прошлом году) с целью диверсификации средств и для сохранения капитала на руках».
В целом, растущая конкуренция в элитном сегменте сохранит тренд на исключительное качество и адекватность во всем, что касается концепций элитных проектов с их продуктовыми характеристиками, маркетингового позиционирования и грамотного ценообразования, работы отделов продаж и уровня сервиса в уже готовых клубных домах, резюмирует эксперт.