Специалисты компании «МИЭЛЬ-Новостройки» проанализировали предложение квартир и апартаментов с отделкой на первичном рынке в «старых» границах Москвы. Выяснилось, что среди апартаментов варианты с отделкой популярнее в разы – полностью готовыми к проживанию предлагаются 8% квартир против 25% апартаментов.
По данным «МИЭЛЬ-Новостройки», общая доля предложений с отделкой на первичном рынке столицы на данный момент составляет 12%. Ситуация значительно отличается среди проектов с квартирами и проектов с апартаментами: только в 8% квартир застройщики предлагают отделку. Причем в массовом сегменте доля данного предложения составляет 13%, в бизнес-классе – всего 2%, а в элитном сегменте – 8%.
При этом ни в одну из категорий не был включен высотный проект премиум-класса «Нескучный home & spa», где все квартиры предлагаются в отделке White Box, то есть с внутренними перегородками, входными дверями, предварительной отделкой стен, полов и потолков. Такой тип отделки более характерен для западного рынка и пока не получил должного распространения на российском. Зато такой вариант позволяет предложить покупателю уникальный продукт: с одной стороны, квартира полностью готова к чистовому ремонту; с другой стороны, у покупателя все еще остается возможность реализовать собственные дизайнерские задумки.
«Интересно то, что в высокобюджетном сегменте последнее время спрос на квартиры с отделкой растет. Например, в 2015 году на такие лоты пришлось 10-12% сделок, а в 2016 году показатель уже приблизился к 15-20%. Жизнь стала настолько динамична, что современным покупателям в элитном сегменте удобнее приобретать готовые решения, а не тратить массу времени на воплощение индивидуального дизайна.
При этом в бизнес-классе доля квартир с отделкой пока остается минимальной – всего 2%. Стоит ожидать, что подобное предложение и в данном сегменте будет набирать обороты в ближайшее время. В прошлом году застройщики уже стали «прощупывать» данную нишу: например, вышел проект «Фили Парк» с полностью готовыми квартирами, также в одной из секций в ЖК «Сердце столицы» предлагаются лоты с отделкой», – комментирует коммерческий директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Анна Шишкина.
Но максимально востребована отделка у покупателей апартаментов, что в свою очередь находит отражение в структуре предложения – сразу 25% представленных на рынке лотов предлагаются готовыми для проживания.
«Все дело в том, что покупателю апартаментов нужен максимально готовый продукт. Например, часть покупателей – это инвесторы, планирующие вести арендный бизнес, следовательно, вариант с отделкой позволяет не тратить лишнее время на ремонт, а также не терять доход в связи с простоем во время ремонта. Также апартаменты зачастую являются вариантом дополнительного жилья, на обустройство которого клиент, конечно, не хочет тратить силы. Именно поэтому в проектах с апартаментами застройщики стараются использовать отделку в качестве дополнительного конкурентного преимущества», – добавляет Анна Шишкина.