В 2016 году продолжилось падение объемов производства отечественных промышленных предприятий. Ситуация опасная, но имеет и положительные тенденции.
С таким заявлением выступили представители "Ассоциации Участников Закупок" (АУЗ), изучившие показатели российского производства труб, железобетонных шпал и брусьев. В частности, на основе данных маркетингового агентства MegaResearch, собравшего данные об отечественной промышленности за последние несколько лет, аналитики АУЗ сделали вывод, что объемы выпуска железобетонных конструкций имеют устойчивую тенденцию к падению. Даже самые оптимистичные прогнозы не дают надежды на положительную динамику в дальнейшем.
В 2014 году было произведено порядка 2052 тыс м3 конструкций и деталей сборных железобетонных (трубы, шпалы, линии ЛЭП, плиты аэродромные и т.д.); в 2015 году объем производства стал меньше и составил 1892 тысяч м3. За 9 месяцев 2016 года было произведено уже 1455 тысяч м3 конструкций и деталей специального назначения. Даже самый оптимистичный прогноз на уровне 1810 тысяч м3 говорит о стабильном снижении показателей. При этом эксперты отмечают, что реализация оптимистичного прогноза позволила бы говорить о тренде на улучшение ситуации, так как падение объемов производства могло бы замедлиться.
Несмотря на общие печальные прогнозы, аналитики обращают внимание и на положительные тенденции в производстве футерованных железобетонных труб. По информации MegaResearch: «Эти изделия обладают большим потенциалом, так как пока не широко применяются в строительстве, но неизбежно завоюют свою долю рынка. Ведь футерованные трубы обладают более продолжительным, чем обычные трубы, сроком службы, меньшей восприимчивостью к агрессивным средам и жидкостям, что расширяет сферы их применения и экономически выгодно».
Российским регионам, где располагаются предприятия-производители футерованных труб, следует ожидать улучшения макроэкономических показателей за счет роста налогооблагаемой базы, появления новых рабочих мест и т.д. Если рассматривать производство железобетонных труб в разрезе федеральных округов, то порядка 25% такой продукции производится в Приволжском федеральном округе, примерно столько же - в Центральном. Эти округа формируют половину из всего объема выпускаемых в России железобетонных труб и обладают максимальным потенциалом для развития.
Крупнейшим производителем железнодорожных железобетонных шпал и брусьев в России является компания ОАО «Бетэлтранс», в которую входит 9 производственных филиалов в различных регионах страны. Данная компания фактически является монопольным поставщиком (и монопольным производителем) шпал и брусьев для нужд ОАО «РЖД», которое в свое очередь является важнейшим оператором сети железных дорог в России.
Между «Бетэлтранс» и «РЖД» существуют договоренности, согласно которым железнодорожная монополия обязуется в 2016 - 2019 годы приобретать у производителя не менее 8,5 млн железнодорожных шпал в год. «РЖД» не всегда выполняет данные условия, однако в 2016 году объем приобретаемых у «Бетэлтранс» шпал прогнозируется на уровне 2015 года, поэтому можно утверждать, что в текущем году будет произведено не менее 720 тысяч м3 железобетонных шпал и брусьев – считают эксперты.
Динамика производства труб во многом зависит от динамики объемов инвестиционного строительства в стране (в том числе дорожного), объемы которого снижаются в течение последних двух лет, и сильно коррелирует с общей динамикой российской экономики. Динамика производства отрицательная, но несмотря на это специалисты отмечают и положительную динамику: в рублевом эквиваленте. По прогнозу, в 2016 году объем производства железобетонных труб в России в стоимостном выражении составит порядка 17 млрд рублей, то есть - увеличится на 5% по сравнению с показателями 2015 года. Однако компенсировать падающие объемы производства повышением цен – невозможно на постоянной основе, ситуация может достигнуть критической точки, после которой предприятиям будет тяжело выживать - считают аналитики АУЗ.