Снизить издержки помогают «зеленые» технологии.
В течение всего жаркого лета 2016 года ситуация на российском рынке продуктового ритейла продолжала накаляться. Не секрет, что рост, который демонстрируют сегодня многие сети, в первую очередь объясняется их расширением. Однако бесконечно продолжать политику агрессивной экспансии в условиях усугубляющегося экономического кризиса не получится, поэтому сейчас самое время снижать издержки, например энергозатраты. И здесь отечественным сетям есть чему поучиться у зарубежных.
Как показали европейские исследования, около миллиона супермаркетов в Германии ежегодно потребляют 16 тераватт-часов электроэнергии, в Италии — 8,2, в Испании — 6,8, в Норвегии — 1,5. При этом от 30 до 70% этого потребления приходится на долю систем охлаждения и еще 15–25% идет на нужды подогрева, вентиляции и кондиционирования. В стремлении снизить свое энергопотребление европейские ритейлеры проявляют чудеса изобретательности, которые приносят весомые плоды.
Например, 20 супермаркетов из датского города Сённеборга, объединив усилия, заключили соглашение с муниципальной теплоснабжающей организацией. Теперь магазины не рассеивают выделяемое холодильными установками тепло в атмосферу, а утилизируют его в городскую теплосеть, пуская на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых кварталов. Для России такой опыт мог бы оказаться очень полезным, особенно если принять во внимание хроническую нехватку тепловых мощностей в некоторых городах и опережающий рост коммунальных тарифов.
«Перед тем как утилизировать излишки тепла, необходимо принять эффективные меры для их минимизации. Начинать следует с оптимизации режимов работы холодильного оборудования. Основные энергопотери в магазине возникают из-за того, что на режим его работы влияет большое количество внешних факторов, спрогнозировать изменение и сочетание которых практически невозможно. Это и климатические колебания, и внезапные изменения интенсивности потока покупателей, и многое другое. Поэтому лучшим решением будет использование систем непрерывного мониторинга и динамической оптимизации режимов работы всего комплекса оборудования, в зависимости от текущих задач и условий работы», — считает Максим Высоцкий, руководитель направления «Торговый холод» компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.
Например, сегодня российским ритейлерам доступен работающий уже более 10 лет в Европе онлайн-сервис Retail Care, созданный как внешнее решение для диспетчеризации и мониторинга работы холодильного оборудования. Данные, на основе которых осуществляется оптимизация энергопотребления, собираются с холодильных агрегатов с помощью системы мониторинга ADAP-KOOL. Ее датчики совместимы практически с любым оборудованием, используемым сегодня в магазинах: витринами-холодильниками, выносными установками, системами центрального холодоснабжения и т.д. Не имеет значения и масштаб предприятия: это с одинаковым успехом может быть и небольшой магазин, и огромный гипермаркет. Система в реальном времени собирает данные о режимах работы и загрузке оборудования и передает их в центр контроля Retail Care, где формируются рекомендации по оптимизации энергопотребления. Оборудование может работать и автономно, без подключения к онлайн-сервису. В этом случае оно настраивается под отраслевые стандарты или индивидуальные технические условия, а мониторинг осуществляется, например, из головного офиса торговой сети.
Если автоматизация затрагивает все системы вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения типового супермаркета, то в среднем данное решение позволяет экономить до 30% всей потребляемой электроэнергии ежегодно.