Использование тротуарной плитки стало массовым способом мощения в России с начала 2000-х годов. С течением времени технология укладки претерпевала изменения. Теперь мы можем наблюдать тенденцию к популяризации использования специализированной техники для выкладки брусчатки.
Сейчас количество запросов «тротуарная плитка», согласно данным одного известного поискового ресурса, превышают 500 000 в месяц, «укладка тротуарной плитки» - 77 630. При этом количество запросов «машина для укладки тротуарной плитки» составляет всего 199, а «оборудование для укладки тротуарной плитки» - всего 34 запроса. Исходя из этих цифр, очевидно, ручной способ укладки является доминирующим. При этом машинная укладка интересует людей меньше, чем возможность бесплатной выкладки («укладка тротуарной плитки бесплатно» - 41 против 34.)
После анализа импорта оборудования для механизированной укладки тротуарной плитки выяснилось, что такое оборудование все же поставляется. За 2016 год в Россию были завезены несколько машин для укладки тротуарной плитки платформенного типа, например, техника фирмы MinuteRoad, а также несколько единиц навесного оборудования (рамки-захваты для спецтехники). На фоне общего падения импорта спецтехники в 2016 году, по сравнению с предыдущими годами, статистика ввоза выглядит не такой удручающей. Видимо, технология машинной укладки начинает признаваться подрядчиками как экономически выгодная.
Ориентировочный расчет окупаемости таких машин показывает, что машина-укладчик оправдывает себя после 15000 выложенных квадратных метров, что означает всего 75 рабочих смен при полной загрузке. При этом, конечно же, важными преимуществами являются качество работ и скорость. Топовые версии тротуароукладчиков способны выложить до 500 квадратных метров за смену, что равноценно скорости укладки 20 рабочих. Если предположить, что есть заказ на укладку Красной площади в Москве (23000 кв м), то машина выполнила бы его за 46 дней. Большей проблемой стал бы подвоз такого количества брусчатки к месту работ, а не собственно укладка (вес 1 квадратного метра от 130 до 170 кг в зависимости от толщины).
Конечно, идеальный тротуароукладчик пока не создан – физический труд операторов все еще необходим, но нагрузка при использовании машин снижается в разы. Косвенным признаком популяризации таких машин стал зарождающийся рынок проката такого оборудования.