В условиях снизившегося спроса на коммерческую недвижимость и большого объема пустующих офисов, собственники бизнес-центров предпринимают различные меры для сохранения своих арендаторов и привлечения новых клиентов. И один из наиболее эффективных способов сегодня заполнить вакантные площади – разделить их на небольшие помещения, полагают эксперты ГК «ЭКООФИС». Благодаря «нарезке» больших офисов на компактные комнаты, компании удалось увеличить количество сделок в 1 кв. 2016 года почти на 68% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
В первой половине прошлого года на рынке офисной недвижимости наблюдалась массовая ротация арендаторов. В связи с ухудшившейся экономической ситуацией, падением спроса на большинство товаров и услуг, а также резким обвалом курса рубля многим компаниям пришлось оптимизировать свой бюджет и сокращать штат. Все это привело к тому, что арендаторы начали переезжать в более дешевые и компактные офисы. И больше всего от данной ротации пострадали премиальные объекты, где в основном предлагаются большие площади. Как правило, компании переезжали в БЦ класса В, В- и даже объекты качественного С класса, которые зачастую представляют собой реконструированные здания с небольшими помещениями и кабинетной планировкой, где они могут занять отдельные комнаты.
При этом также многие собственники БЦ в условиях изменившейся конъюнктуры рынка начали менять планировку своих офисов и вместо больших и «дорогих» площадей предлагать компактные и более доступные по цене площади. «Конечно, мы учли пожелания наших потенциальных клиентов и установили межкомнатные перегородки в свободных блоках площадью от 150 кв.м, разбив их на несколько офисов метражом от 20 до 80 кв.м, – рассказывает Андрей Ковалев, собственник ГК «ЭКООФИС». – В итоге количество помещений выросло примерно втрое, но большинство из них сразу, же нашли своего арендатора. При этом, по количеству сделок результаты первого квартала 2016 года превзошли показатели аналогичного периода в прошлом году на 68%».
Аналогичные действия совершали и многие другие собственники БЦ, если позволял конструктив здания. Это позволило им с минимальными временными и финансовыми затратами заполнить большую часть своих пустующих площадей. На сегодняшний день, по данным ГК «ЭКООФИС» около 95% спроса в сегменте офисов среднего ценового сегмента приходится на помещения площадью до 150 кв.м. При этом наиболее востребованными остаются небольшие комнаты метражом от 10 до 20 кв.м, на долю которых приходится 30,5% обращений. «В принципе, если говорить о бизнес-центрах класса В и В-, то интерес к небольшим офисам был всегда достаточно высокий, а текущий кризис лишь усилил его» – добавляет Андрей Ковалев.