Байкало-Амурская магистраль, Беломорканал, Братская и Волжская ГЭС – легендарные советские стройки века, ставшие результатами народного подвига, а также известные своими масштабами и рекордными сроками исполнения. О степени величия этих сооружений и о цене, заплаченной за них, можно спорить, но в том, что это грандиозные проекты своего времени, вряд ли кто-то усомнится. Каковы же они, стройки века нынешнего?
«Все политически и общественно значимые стройки сегодня обречены быть масштабными. – считает Айканыш Орозбаева, советник председателя Совета НП СРО «РОП» - Современные технологии практически не ограничивают фантазию архитекторов и их желание экспериментировать. Тенденция международной «соревновательности» прослеживается даже в строительной сфере: проекты современных здания претендуют на оригинальность, уникальность, инновационность. Фактически, смелость архитектурных решений определяется лишь бюджетом проекта. В отличие от масштабных строек прошлых лет теперь, к счастью, «цена строительства», в основном, определяется финансами, а не здоровьем и безопасностью людей».
Стройки настоящего – это сложные и в техническом плане проекты, не просто учитывающие особенности грунта, климата, сейсмические характеристики местности, но и способные их преодолевать и адаптировать под нужды человека. Неизменным остаётся одно: без точных изысканий, профессиональных архитекторов, проектировщиков и квалифицированных строителей невозможно воплощение ни одного проекта.
1.Олимпийский Сочи
Дата начала: 2007
Дата окончания: 2014
Описание: Грандиозная стройка, в результате которой было создано 800 объектов капитального строительства. Она вошла в новейшую историю страны как самая дорогая и масштабная, подарила миру одно из самых потрясающих событий – Олимпиаду-2014. Проект практически не упоминается в СМИ без слова-спутника «самый»: самый дорогой, самый сложный, самый амбициозный…
В рамках олимпийской стройки были возведены такие объекты, как стадион «Фишт», ледовые дворцы «Шайба» и «Большой», дворец зимнего спорта «Айсберг», «Адлер-Арена», комплекс трамплинов «Русские горки», Олимпийская деревня и самый дорогостоящий инфраструктурный объект – дорога Адлер-Красная Поляна. Огромное число инфраструктурных объектов было построено с нуля и отремонтировано благодаря Олимпийскими играм-2014. Сочи обрел статус международного туристического центра, и всеми силами старается ему соответствовать.
Интересный факт о строительстве: Требования МОК предусматривали строительство дороги-дублера в Красной Поляне наряду с действующей трассой. Организаторы решили, что это будет совмещённая железная и автодорога. На этапе проектирования дорогу решено было пустить вдоль левого берега реки Мзымта в горах. С точки зрения инженерных решений прокладка пути оказалась крайне сложным проектом, включающим комплекс тоннелей и мостов вдоль реки. Только лишь подготовительные работы обошлись бюджету Олимпиады в 2 млрд долларов, что сравнимо со всеми расходами американцев на проведение Игр в Солт-Лейк-Сити в 2002 году.
Стоимость: по официальным данным -1,3 трлн рублей, по неофициальным – 1,5 трлн рублей.
2. Стадионы к Чемпионату мира-2018
Дата начала: 2014
Дата окончания: 2017
Описание: Для России чемпионат мира по футболу будет первым подобным событием на её территории. В рамках подготовки необходимо построить 7 и реконструировать 5 стадионов в 11 российских городах. Спортивная арена «Лужники» в Москве построена, но подлежит реконструкции, открыт стадион в Казани, «Открытие Арена» в Москве, строятся стадионы в Питере, Сочи, Самаре и Саранске.
Интересный факт о строительстве: Стадион «Казань Арена» рассчитан на 45 000 мест, в его строительстве задействованы более 3 тысяч человек. Крышу арены поддерживают 8 опор, несмотря на кажущуюся лёгкость конструкции, весит она 12 тысяч тонн, - это столько же, сколько весят 13 самолётов "ТУ-154"
Стоимость: 440 млрд. руб. нужны для проведения. 1,5 млрд руб. – примерная стоимость каждого строящегося стадиона.
3. Космодром «Восточный»
Дата начала: 2012
Дата окончания: Ввод в эксплуатацию разделён на три этапа. В 2021-2030 запланировано создание объектов наземной инфраструктуры второй очереди для запуска ракеты-носителя сверхтяжелого класса, в том числе для лунных экспедиций, а также расширение построенного жилищного комплекса до 30 тыс. человек.
Описание: 6 ноября 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ «О космодроме Восточный», которым было положено начало важнейшей стройки первого российского гражданского космодрома. «Восточный» предназначен для подготовки и запуска космических аппаратов, транспортных грузовых кораблей и модулей орбитальных платформ, выполнения программ пилотируемых космических полетов, изучения и освоения небесных тел, а также осуществления международного сотрудничества в данной сфере. Задачей проекта является создание на территории России самодостаточной наземной космической инфраструктуры, которая сможет обеспечить независимость научно-исследовательских и социально-экономических программ России, изучения и освоения космоса.
Интересный факт о строительстве: С целью совершенствования проекта в изначально разработанную проектно-сметную документацию было внесено около 8 тысяч изменений, государственную экспертизу проект прошел только в 2014 году, хотя работы начались в середине 2012. Площадь нового космодрома составит около 700 кв. км. Это почти в 10 раз меньше площади Байконура (6717 кв.м) . Такой «компактности» удалось добиться благодаря применению современных технологий.
Стоимость: 300 млрд. рублей
4. Мост через Керченский пролив
Дата начала: 2014
Дата окончания: 2018 - автомагистраль, в 2019 – железнодорожная часть
Описание: Потребность в возведении переправы через Керченский пролив возникала уже в 19 веке. Импульс реальному строительству дало присоединение Крыма к России. Значение моста - политическое и экономическое - огромно: он не только сократит расходы на логистику и сделает её удобнее, но и увеличит товарооборот с полуостровом, сократит путь от Херсона до Новороссийска на 450 км. Запланировано, что мост длиной 19 км будет включать четырехполосную трассу для автомобилей и две железнодорожные колеи. Сваи сооружения будут погружаться до коренной породы на глубину до 90 метров.
Интересный факт о строительстве: Для повышения скорости работ строительство ведётся сразу из 8 точек. Мост будет иметь 595 опор с глубиной вертикального или наклонного погружения до 16 м, при возведении используются сваи – 5, 5 штук различных видов.
Стоимость: 3,3 млрд. рублей