С увеличением объема предложения, в том числе на нулевой стадии готовности в массовом сегменте, а сегодня это 40% от общего количества предложения, явно наметилась тенденция преобладания монолита над панельным домостроением в комфорт-классе.
Так, доля панельного домостроения современных усовершенствованных серий составляет менее 8%. Основной объем предложения сформирован за счет монолитного домостроения – 92%.
Источник: данные агентства недвижимости «Бон Тон»
Только за последний год на рынке комфорт-класса вышло 138 новых проектов/корпусов, что в динамике на 55% больше, чем в начале марта 2015. При этом минимальная стоимость лота изменилась незначительно: 1 644 950 руб. в начале марта 2015 против 1 657 500 руб. в начале марта 2016 года. Средняя стоимость кв.м в комфорт-классе – 154 621 руб.
«Если раньше монолитные дома чаще всего встречались в более дорогих сегментах, то сегодня они преобладают и в классе «комфорт», – комментирует Надежда Коркка, генеральный директор компании «Бон Тон». – В феврале на рынок вышло 2 новых проекта и 5 корпусов в строящихся ЖК и все они – монолитные».
Тем не менее, нельзя сказать, что панельное домостроение сегодня хуже монолитного. Бывают качественные и не качественные сооружения в обоих типах строительства. «Это просто разные технологии, – добавляет Надежда. – Сегодня на индустриальном рынке используются современные технологии, отвечающие всем необходимым требованиям по безопасности и энергоэффективности. Например, один из последних проектов, выведенных на рынок в марте текущего года, ЖК «МИР Митино», включает в себя как панельные, так и монолитные корпуса. При строительстве панельных домов используется инновационная индустриальная серия «Доммос», которая помимо всех прочих соответствий и преимуществ также обеспечивает и вариативность фасадных и планировочных решений».
Как отмечает эксперт, в целом по своим качественным характеристикам комфорт-класс уже давно «наступает на пятки» бизнес-сегменту. «По более приемлемой цене сегодня покупатель может получить высокое качество строительства, необходимый набор инфраструктуры и безопасность. И, напротив, многие из тех проектов, которые сейчас позиционируются девелоперами как бизнес-класс, через 5-6 лет по своим характеристикам и наполнению будут дотягивать разве что до сегмента «комфорт», – резюмирует Н.Коррка.