В начале апреля Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов приступает к тестированию новой системы мониторинга цен в отрасли. Комплекс мер направлен на сбор достоверной информации для последующего реформирования системы ценообразования.
Необходимость реформ окончательно назрела после проверки Минстроя Счетной палатой, когда было заявлено, что нынешняя система ценообразования увеличивает расходы федерального бюджета на 20–45%.
В комплекс мер, которые примет подведомственный Минстрою ФЦЦС, включены отслеживание показателей стоимости строительных ресурсов, которые необходимы для разработки сметных норм и нормативов в области градостроительной деятельности, а также в определении сметной стоимости для объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения.
С тем, что необходимость реформы назрела, соглашаются буквально все представители профессионального сообщества. Они подчеркивают, что единственным способом повышения эффективности государственных инвестиций является переход к госрегулированию с единым центром координации и контроля.
«Самое главное, что новая система ценообразования может предложить отрасли – это актуализацию нормативных баз федерального, регионального и отраслевого уровней, упорядочивание из взаимосвязей, - считает Айканыш Орозбаева, советник председателя Совета НП СРО «РОСО», член Комитета по конкурентной политике и ценообразованию НОСТРОЙ. – До сих пор строительная отрасль имела набор безнадёжно и быстро устаревающих методов оценки достоверности сметной стоимости объектов, способов оптимизации смет. Неудивительно, что имеющаяся система ценообразования ни профессионалами, ни чиновниками не воспринималась как прозрачная и объективная».
В процесс разработки нормативов и утверждения расценок важно вовлекать проектировщиков и проектные институты, профильные негосударственные учреждения, государственные организации, - максимально широкий круг профессионалов. В то же время, сведение норм в единую базу стандартов должно быть прерогативой уполномоченного государственного органа, вопросом лишь его ответственности, - считает эксперт.
«Грамотно и системно подготовленные законодательные изменения должны комплексно охватить ценообразование на всех этапах инвестиционно-строительного процесса, - уверена Айканыш Орозбаева. - Это позволит наиболее реалистично определять стоимость строительства, совершенствовать финансовое планирование, - что касается и государства, и частных инвесторов. Практика подтверждает: при установлении заказчиками строительных работ слишком низких цен, которые зачастую ещё и понижаются при проведении торгов, есть риск того, что за строительство возьмутся низкоквалифицированные специалисты.
При условии создания системы ценообразования, отвечающей современным реалиям, появится возможность повышать качество строительных работ. Цена не может быть главным критерием определения победителя при конкурсных процедурах: в строительстве мы имеем дело с высокой степенью риска причинения вреда здоровью и имуществу неограниченного круга лиц и в процессе создания, и в процессе эксплуатации здания. Поэтому необходимы обоснованные и разумные "рамки" для такого критерия, как "цена", и смещение определяющих показателей в сторону опыта и квалификации участников закупки, что позволит добиться конкуренции не ценой, а качеством».