Правительство Российской Федерации распоряжением от 30.12.2015 № 2776-р утвердило Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования. Распоряжением Правительства России федеральным органам исполнительной власти предписывается руководствоваться положениями Концепции при осуществлении функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах предпринимательской и профессиональной деятельности.
Цель концепции: формирование единой общегосударственной модели саморегулирования, позволяющей использовать потенциал этого института для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.
Концепция предусматривает обширный перечень мер по реформированию системы саморегулирования. В частности, она предполагает уточнение общеправовых основ института саморегулирования, совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования и стандартизации деятельности в системе саморегулирования.
Кроме того, документ направлен на установление правовых основ создания и деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций; повышение эффективности контроля саморегулируемыми организациями за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров; совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов административной ответственности саморегулируемых организаций за нарушения обязательных требований, выявленные при государственном контроле (надзоре); усиление стимулов для создания и развития саморегулируемых организаций с добровольным членством.
Предполагается, что концепция будет реализована в три этапа. В 2016 году на законодательном уровне будет принята общегосударственная модель саморегулирования путем внесения изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и приведения в соответствие с ним отраслевого законодательства, установление особенностей регулирования деятельности саморегулируемых организаций в отдельных отраслях.
На втором этапе, в 2017–2018 году, пройдет разработка мер, направленных на стимулирование развития добровольного саморегулирования и обеспечение эффективного функционирования общегосударственной модели саморегулирования.
Третий этап включает в себя сближение моделей обязательного и добровольного саморегулирования и делегирование полномочий саморегулируемым организациям с добровольным членством.
По замыслу авторов документа, реализация Концепции будет способствовать повышению уровня доверия к институту саморегулирования, совершенствованию механизмов ответственности субъектов саморегулирования, а также правил и процедур, обеспечивающих их реализацию, повышению уровня защиты интересов потребителей и уровня конкурентоспособности, качества и безопасности товаров, работ и услуг.
В целях реализации документа уже в настоящий момент готовятся поправки в действующее законодательство, предусматривающие внесение изменений в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Саморегулируемое профессиональное сообщество строительной отрасли активно участвовало в предварительном обсуждении данных поправок и на данный момент планирует всесторонне содействовать практической реализации Концепции в соответствии с предусмотренным для первого этапа планом.
Профессионалы и эксперты отрасли провели широкие общественные обсуждения, посвященные Концепции развития саморегулирования, на базе Национальных объединений строительной отрасли и Совета ТПП РФ.
В целом отмечается, что Концепция была принята с учетом мнений и предложений профессионального сообщества. Авторам документа удалось сохранить его целостность, сформулировать принципы единой системы регулирования, не раздробив ее по отраслевым сегментам.
В ближайшее время планируется провести тематический круглый стол под эгидой ТПП РФ, слушания в Общественной палате, организовать парламентские слушания.
Профессиональное сообщество отмечает, что на сегодняшний день в сфере строительства сложилась трехуровневая система саморегулирования, соответствующая предложениям Концепции. Такой вариант признается наиболее эффективным и отвечающим потребностям отрасли.
При этом сохраняются отдельные проблемы, и одной из основных является деятельность недобросовестных СРО. Особую озабоченность вызывают постоянные изменения законодательства о градостроительной деятельности и законодательства о саморегулировании. В данном контексте принятие Концепции совершенствования механизмов саморегулирования оценивается позитивно. Концепция послужит вектором и задаст стратегическое направление развития института саморегулирования в России, в том числе в строительной сфере.
На текущий момент представители строительной отрасли сформулировали достаточно широкий перечень моментов, которые предстоит урегулировать на законодательном уровне в рамках первого этапа реализации Концепции совершенствования механизмов саморегулирования.
В частности, существует необходимость более четко определить предмет саморегулирования во всех отраслях экономической деятельности в целях обеспечения единообразного применения определения саморегулирования на всех уровнях, начиная с членов СРО, заканчивая органами государственной и муниципальной власти.
Этот момент критичен для строительной отрасли, поскольку долгосрочная политика развития саморегулирования в строительства как таковая отсутствует.
Также необходимо разграничить стандарты деятельности СРО, членов СРО и стандарты технического регулирования. Сделать обязательной разработку стандартов национальных объединений СРО, стандартов саморегулируемых организаций. Установить контроль за соблюдением исполнения данных стандартов.
Важным представляется комплекс мер по повышению роли национальных объединений за счет закрепления целого ряда основных функций, а именно: ведения реестра членов СРО и придания ему статуса государственно информационного ресурса; создания и обеспечения деятельности специального органа по рассмотрению споров между саморегулируемыми организациями и их членами; определения порядка организации образования и профессиональной аттестации членов СРО; утверждения порядка подтверждения соответствия организации или индивидуального предпринимателя обязательным условиям членства в СРО; осуществления анализа деятельности СРО, включенных в реестр, на основании предоставляемых отчетов; подготовки заключений о соответствии некоммерческой организации требованиям для включения в государственный реестр СРО.
Также целесообразным представляется сохранить систему страхования ответственности членов СРО за причинение вреда жизни и здоровью физлиц, имуществу юридических и физических лиц с одновременной доработкой механизма осуществления таких выплат.
В перечень планируемых изменений вошел и пункт о совершенствовании корпоративных отношений внутри СРО и в национальных объединениях СРО с целью достижения эффективности исполнения функций прав и обязанностей СРО и их национальных объединений.
Наконец, в целях повышения ответственности саморегулируемых организаций и их членов рекомендуется дать законодательное определение грубых нарушений, повышенного уровня ответственности за такие нарушения, определение исправимых и неисправимых нарушений и предусмотреть дифференциацию ответственности, сформулировать основания для дисквалификации членов постоянно действующего коллегиального органа и исполнительного органа СРО. Для членов СРО предлагается сформулировать основания для запрета на вступление в СРО, на создание юридических лиц и пр.
Как отмечает генеральный директор СРО НП “ЭнергоСтройАльянс” Дмитрий Мурзинцев: “Профессиональное сообщество строительной отрасли ориентировано на максимально активную работу на первом этапе реализации Концепции, на этапе, который предусматривает создание полноценной законодательной базы планируемой реформы саморегулирования. Отрасль готова включиться в процесс, обладая довольно внушительным пакетом предложений законодательного характера. Все эти предложения имеют под собой практическую основу, направлены на решение конкретных проблем, устранение пробелов и несоответствий, и на наш взгляд, заслуживают детального рассмотрения на уровне ведомств и законодательных органов”.