О планах компании, последствиях кризиса, о роли властей на жилищном рынке, а также о стойкой приверженности своей компании к кирпичному домостроению рассказал генеральный директор ЗАО «Строительный трест» Евгений Резвов.
– Как Вы оцениваете ситуацию на строительном рынке Санкт-Петербурга, изменилась ли из-за кризиса динамика
спроса?
– На нас внешняя ситуация пока никак не повлияла – мы как строили, так и продолжаем строить. Но если кризис
в стране продолжится, то, возможно в начале следующего года, пожалуй, может зацепить и нас. Но до этого момента мы будем находиться на том же уровне, что и сегодня. Дело в том, что «Строительный трест» практически единственная компания на рынке, которая строит дома исключительно из кирпича. Поэтому у нас есть свои клиенты, которые делают осознанный выбор в сторону пусть не дешевого, но более комфортного жилья. Поэтому по объемам продаж мы находимся на том же уровне, что и в прошлом году. Только в летний период мы провалились примерно на 15%, но по остальным месяцам все в порядке, и по притоку денежных средств мы выполняем планы.
В этом году планируем сдать даже чуть больше, чем обычно – около 200 тыс. кв. м. Хотя мы принципиально не вводим в эксплуатацию больше 120-150 тыс. кв. м в год. Но все же каждый год слегка наращиваем объемы. Раньше мы себе клялись, что больше 100 тыс. кв. м не будем сдавать, но потом стали вводить 120 тыс. кв. м, а в прошлом году и вовсе подошли к 150 тыс. кв. м.
– Из-за роста кредитных ставок ипотека стала менее доступной – как, на Ваш взгляд, это скажется на бизнесе жилищных застройщиков?
– В начале 2015 года мы действительно достаточно сильно просели по ипотечным сделкам, потому что банки не кредитовали покупателей. Мы практически ушли в ноль. Но после того как была запущена программа господдержки ипотеки, ситуация кардинально изменилась. Сейчас у нас доля продаж по ипотеке составляет около 35%, при том, что в прошлом году эта цифра составляла 45%. Так что с кредитованием ситуация выравнивается.
– А с какими вызовами пришлось столкнуться застройщикам в последний год и как удается на них отвечать?
– Конечно, много небольших фирм развалилось, они не выдержали. Очень жаль, что они остались без поддержки. Но я считаю, что малые и средние компании, строящие один-два дома, обязательно должны существовать, поскольку крупный бизнес все равно не может охватить весь рынок. Мы, например, уже не берем на себя строительство какого-нибудь маленького объекта, мы уже выросли.
Главный вызов для всех строителей сегодня – это отсутствие четких правил игры на рынке. Особенно нас волнуют вопросы инфраструктуры, которую застройщики должны возводить за свой счет и передавать городу безвозмездно, при этом, по сути, выплачивая двойной налог. Как застройщикам нам выгодно возводить рядом со своими комплексами школы и детские сады – квартиры рядом с такой инфраструктурой продавать и легче, и выгоднее. Но вопрос с четкими обязательствами для застройщиков, которые бы не превышали их возможности, а главное, не менялись каждые полгода, должен быть урегулирован раз и навсегда. Надеюсь, что это случится в самое ближайшее время.
– Недавно компания приобрела очередной участок в Калининграде. Почему Вы выбрали этот регион? И есть ли планы на другие регионы?
– Я считаю Калининград очень перспективным регионом, причем не только под строительство, а даже в большей степени для развития сельского хозяйства. Там хороший чернозем, на нем можно и нужно выращивать пшеницу, овощи и т. д. Когда-то немцы кормили всю Германию, выращивая здесь сельхозпродукцию. Но уже сейчас это экономически активный регион, что и определяет спрос на наше жилье.
Место, где мы взяли участок, великолепное, в городе Гурьевске. Участок 30 га прямо на берегу реки, сейчас разрабатываем проект его планировки. В Калининграде мы уже построили два объекта и третий строим. Но другие регионы мы не рассматриваем, например, Подмосковье нас не интересует, и вообще мы больше привязаны к тому месту, где исторически работаем, – к Санкт-Петербургу.
– Какие проекты в работе в Северной столице?
– Ведем активную стройку и уже запустили в продажу новый жилой комплекс Ostrov на Петроградской стороне, на Ремесленной улице. Место это очень интересное – в советские времена здесь была Гардинно-кружевная фабрика, и тогда я даже был знаком с ее руководством. Но вот прошло столько лет, и на рынок был выставлен этот участок (уже без зданий), вот мы его и купили. Теперь здесь будет красивый новый дом. Мы назвали его Ostrov. Конечно, задача сложная, поскольку объект стоит на берегу речки Ждановки, и мы даже применили специальную систему выборки грунтов. Но там работает команда профессионалов. Я и сам там бываю почти каждый день.
Кроме этого, мы строим сейчас объект «Лиственный» на Лиственной ул. в Выборгском районе, жилой комплекс «Капитал» в д. Кудрово, жилой квартал «NEWПитер» в пос. Новоселье. Также реализуем три комплексных проекта в пригородах. «Небо» в Кузьмолове уже заканчиваем, в «Озерном крае» в Токсове строится семь коттеджей из 14. В «Саде времени» в Петергофе более 30 коттеджей находится в строительстве, всего же планируется построить 85 коттеджей. Мы ведь строим дома под конкретного заказчика – рисуем проект дома, если клиенту нравится и он готов финансировать, начинаем строить.
Упомяну еще одну территорию – Парголовский массив, где мы по распоряжению Комитета по градостроительству и архитектуре СПб являемся разработчиками ППТ. Еще три года назад к нам обратились частные инвесторы, которые были готовы профинансировать расселение находящихся там ветхих домов. Мы контролировали эти вопросы, поскольку не могли допустить, чтобы людей обидели. В итоге инвесторы со всеми жильцами провели встречи и, рассчитав свою экономику, приступили к расселению. Процесс прошел быстро и сейчас вступил в финальную стадию. По нашим данным, частные инвесторы расселили около 150 семей. Многие из жильцов получили квартиры в 1,5-2 раза большие по площади (в сумме более 8,6 тыс. кв. м вместо 5,6 тыс. кв. м), а район проживания сохранили. Если бы эта территория вошла в государственную программу переселения из ветхого и аварийного жилья, то на каждого прописанного выделили бы только 18 кв. м. А так частная инициатива позволила многим семьям серьезно улучшить свои жилищные условия. Я сам был на территории, видел, в каком состоянии эти «немецкие коттеджи» – обычные бараки, которые за 60 лет пришли в ужасающее состояние. Независимая экспертиза показала, что износ достигал 75%. Хочу отметить, что такая практика расселения может стать примером для реновации других территорий. Ведь, как известно, в городе много таких домов и районов.
Сейчас прошло согласование I этапа проектирования, на очереди II этап. После этого будут проведены общественные слушания, и уже затем, после всех согласований, частные инвесторы будут выбирать застройщика. Надеемся, что выберут нас. За это время мы уже все знаем об этой территории, к тому же много лет строим в районах по соседству.
– Вы приверженец технологии кирпичного домостроения. Не планируете ли использование других материалов?
– Кирпич – живой материал, долговечный, такие дома стоят сотни лет. У нас кирпич хороший, и пока я живой, компания будет заниматься только кирпичным строительством.