Ростехнадзором разработан законопроект, предлагающий поправки в Градостроительный кодекс РФ и другие законодательные акты, в части саморегулируемых организаций в сфере строительства.
Данным законопроектом:
1) устанавливается административная ответственность за нарушение саморегулируемыми организациями порядка представления документов и сведений в целях ведения государственного реестра СРО;
2) уточняются условия членства и прекращения членства в СРО, процедура рассмотрения саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов, а также устанавливается запрет на уплату взноса в компенсационный фонд СРО в рассрочку или третьими лицами;
3) предусматривается, что Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано предоставлять органу надзора за саморегулируемыми организациями для осуществления им своих функций по выбору органа надзора доступ к единому реестру членов саморегулируемых организаций или предоставлять по его запросу необходимые сведения из указанного реестра;
4) устанавливается, что требования к форме представления сведений для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного реестра СРО.
По мнению руководителя юридического департамента СРО «РОСО» Елены Камиловой, данный законопроект имеет ряд существенных недостатков, которые противоречат законодательству, способствуют увеличению бюрократических проволочек, что в целом окажет негативное влияние на саморегулирование в строительстве.
Так, например, п. 3 б) статьи 1 гласит, что изменения, внесенные в документы СРО, вступают
в силу со дня внесения сведений об этих документах в государственный реестр саморегулируемых организаций.
«Это совершенно неправомерно, - говорит Елена Камилова. - Решения общего собрания должны вступать в силу с момента их принятия, а не с момента внесения сведений Ростехнадзором в реестр СРО, т.к. положения о вступлении в силу решений органов юр. лиц регулирует ГК РФ. И если наше решение противоречит закону, оно итак недействительно (ничтожно или оспоримо). Кроме того, это сильно будет тормозить процесс вступления в силу решений СРО, и в принятии решений косвенно будет участвовать гос. орган».
Предложения Ростехнадзора в части рассмотрения жалоб, выглядят не совсем рационально. По мнению руководителя юридического департамента СРО «РОСО», не стоит нагружать Градостроительный кодекс РФ, ведь есть Закон о рассмотрении обращений граждан, который распространяется на порядок рассмотрения жалоб госорганами и организациями. Более рационально было бы распространить данный закон на сферу саморегулирования. А конкретизироваться данный закон должен в локальных положениях СРО.
Также Ростехнадзор предлагает ввести запрет на уплату взносов в компенсационный фонд третьими лицами.
«Не могу согласиться с этой мерой, - продолжает Елена Камилова, - Бывает так, что счет компании по тем или иным причинам заблокирован, и порой получается замкнутый круг. Помню была такая ситуация: налоговая служба арестовала счет некой компании за неуплату налогов, и эта компания не могла оплатить даже те же налоги со своего счета, а при этом она ведет деятельность и возможно, что в это же время ей требуется вступить в СРО и получить допуск, в том числе и для того, чтобы как раз-таки заработать средства на уплату долгов».
Пункт 10 в) законопроекта гласит: «Саморегулируемая организация обязана уведомить в письменной форме об изменении сведений,соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций и одновременно представить документы, подтверждающие этот факт».
Не совсем понятно, почему СРО должны будут предоставлять документы, подтверждающие факт изменения сведений. Если нацобъединение будет перепроверять за СРО каждое изменение в свидетельство, то тогда зачем нужны СРО?
«Существует основной базовый закон о саморегулировании 315-ФЗ, - говорит Камилова Елена. – Да, он не совершенен. Его надо дорабатывать, так как многие моменты в нем не предусмотрены. Вот поэтому сейчас и ведется активная работа над проектом о внесении изменений в данный закон. Целесообразнее сейчас было бы отраслевым структурам, таким как Ростехнадзор, направить свои инициативы в этом направлении, и дополнить своими конструктивными предложениями данный законопроект, а не заниматься самостоятельным отраслевым нормотворчеством, делающим наше законодательство еще более не системным и не структурным».