Обустройство дорожек на приусадебном участке – вопрос даже не столько эстетический, сколько практический. Ну согласитесь, приятнее ходить на участке по чистым твердым дорожкам, нежели в случае непогоды хлюпать по грязи и тащить ее в дом! Сегодня дорожки укладывают, помимо заливки бетоном, самыми разнообразными материалами. Это, например, и гравий, и камень, и дерево, и тротуарная плитка, и т.д. Тут, как говорится, дело вкуса. Но для самостоятельного изготовления наиболее популярен классический бетон. И главная причина этому в том, что применение остальных материалов требует владения определенными технологиями, что подразумевает наличия некоторых специальных навыков. Да и стоимость материалов может быть довольно существенной. А технология бетонирования достаточно проста, и под силу практически любому. Да и стоимость материалов относительно недорога, даже если применять не классические цемент и песок, но и современные сухие строительные смеси.
Изготовление дорожек из бетона – это не только непосредственно заливка раствор. Это, прежде всего, подготовительные работы, от качества которых во многом зависит конечный результат.
Как и любые строительные работы, подготовительные мероприятия в данном случае начинаются с разметки. Размечаются будущие дорожки при помощи вбитых в землю колышков и натянутого на них шнура. Причем сразу необходимо запланировать небольшой уклон для стока воды. Затем по разметке вынимается слой грунта 200-300 мм с таким расчетом, что дорожка будет немного возвышаться над землей (обычно на 20-30 мм), а слой бетона обычно варьируется в пределах 100 мм. Т.е. в расчет необходимо брать еще как минимум два слоя песчаной подушки, и при необходимости подушку из щебня и армирующую сетку.
Получившуюся канаву желательно выстелить каким-либо геосинтетическим материалом, например, геотекстилем, хотя, в принципе, можно и любым другим гидроизоляционным материалом. Затем делается песчаная подушка в несколько слоев. Каждый слой песка смачивается и утрамбовывается. Слой щебня можно уложить как между слоями песка, так и на песчаную подушку. Щебень (желательно использовать мелкофрацкионный) так же трамбуется.
Затем устанавливается опалубка. В самом простом варианте – это неширокие доски, прибитые к колышкам, с помощью которых производилась разметка. Желательно, что бы края опалубки совпадали с высотой дорожек, тогда проще будет разравнивать бетон, используя опалубку как направляющие для правила. Через определенные промежутки (от 1,5 до 3 м) устанавливаются разделители для компенсационных швов. Компенсационные швы необходимы для того, чтобы бетон не разрушался при динамических и температурных колебаниях. В качестве разделителей могут служить обрезки досок, куски гипсокартона, остатки платсиковых панелей или сайдинга, и т.д. Края разделителей должны быть немного ниже уровня дорожек. И в заключение подготовительных работа укладывается армирующая сетка. Конечно, можно обойтись и без нее, но армирование значительно способствует укреплению всей бетонной конструкции. Армирующую сетку можно изготовить из арматуры диаметром 6 или 8 мм (обычно делают ячейку 100 – 150 мм), а если не предполагаются сильные нагрузки, например, езда автомобиля, то в качестве армирующей сетки можно использовать материалы потоньше. Сетку необходимо укладывать таким образом, чтобы он не лежала на земле, а был небольшой промежуток. Обычно под нее подкладывают мелкие камешки, или делают ножки из проволоки.
Итак, все готово, теперь можно заливать раствор. Стандартный бетонный раствор готовится следующим образом. Смешиваются в сухом виде цемент и песок в пропорции 1:3. Затем добавляется вода из расчета 1,5-2 ведра воды на ведро цемента и все это тщательно перемешивается до получения однородной массы. Воду лучше добавлять не сразу всю, а частями. Тут важно добиться нужной консистенции раствора, который не должен быть слишком густым, так как это затруднит укладку, и не должен быть слишком жидким, так как лишняя вода приводит к значительной потере прочности готового бетонного покрытия. Гораздо эффективнее и менее трудоемко использовать для приготовления раствора специальные сухие строительные смеси. Для примера можно привести ровнитель для пола Крепс РВ. Это материал одного из ведущих отечественных производителей сухих строительных смесей Крепс, ни в чем не уступающий по качеству импортным аналогам, но очень выгодно отличающийся по цене. Весь процесс приготовления и необходимые пропорции указаны на упаковке, и уже не надо думать, сколько воды добавить, что бы получить раствор нужной вязкости. Раствор замешивается с помощью специальной насадки-миксера для перфоратора, что значительно облегчает процесс приготовления, если не используется бетономешалка. Еще преимущество применения раствора из сухих смесей заключается в значительно более коротком сроке полного застывания. Так, бетонное покрытие из смеси Крепс РВ полную прочность примет уже через 7 суток, в то время как у бетона из песка и цемента на это уйдет, в зависимости от температуры и влажности воздуха, до 28 суток.
Готовый раствор укладывается в опалубку до краев. Сразу же нужно начать проталкивать бетон чем-нибудь тонким, например, черенком от лопаты, чтобы не оставалось пустот. Это очень важный момент, и пренебрегать им не стоит. Затем раствор разравнивается правилом волнообразными движениями по опалубке, излишки раствора удаляются. После заливки полученную поверхность желательно укрыть, например, пленкой. При высокой температуре воздуха необходимо хотя бы раз в сутки поверхность смачивать водой. Это делается для того, чтобы влага из раствора не уходила слишком быстро, иначе в бетоне могут появиться трещинки. На пятые сутки опалубку можно снимать и по дорожкам можно ходить. Но для сильных нагрузок, например, езды автомобиля, необходимо подождать полного набора прочности.
Для украшения бетонных дорожек существует довольно много способов. Самым простым будет добавление в раствор на стадии приготовления специальных пегментных добавок. Так же широко распространено украшение галькой, облицовка плиткой, нанесение орнамента каким-либо острым инструментом на еще не застывший бетон, и т.д. И, конечно, надо помнить, что долговечность дорожек во многом зависит от применения качественных материалов. Дорожки делаются не на день, и не на два, поэтому сильно на этом экономить не следует.