Тротуарная плитка благодаря своим высоким износостойким и эстетическим качествам, а так же легкости монтажа практически сразу завоевала огромную популярность. Практически везде отказываются от асфальтового покрытия тротуаров и дорожек в пользу тротуарной плитки. Конечно, укладка плитки на больших площадях не под силу одному человеку, а вот сделать дорожки на даче или на участке частного дома вполне возможно, стоит лишь неукоснительно придерживаться технологии.
Монтаж тротуарной плитки можно производить на песок, щебень и бетон. Первые два способа требуют от исполнителей некоторых определенных навыков и наличие специального трамбовочного оборудования. Поэтому для индивидуальной работы специалисты рекомендуют укладывать плитку на бетон. Да и при укладке на песок есть риск, что в будущем через плитку будет прорастать трава.
Как и любые работы по строительству, первым делом необходимо произвести разметку территории и подготовить основание. Место под будущие дорожки размечается при помощи строительного шнура, причем шнур располагается по высоте поверхности плиточного покрытия. Сразу надо определиться, куда будет стекать вода и согласно этому производить разметку. Наклон рекомендуется делать примерно в 5 градусов. Далее необходимо выбрать грунт, рассчитывая глубину таким образом, чтобы от шнура до дна канавы глубина составляла 600 мм. Далее засыпается подушка из щебенки толщиной примерно 100-150 мм, щебень трамбуется и затем укладывается слой цементного раствора толщиной до 150 мм, на который устанавливаются бордюры таким образом, чтобы край бордюра был немного, миллиметров на 20-30 ниже уровня плитки. Это очень важно – не делать бордюр вровень с плиткой. Бордюр не должен мешать стоку воды с поверхности дрожки. Для приготовления раствора можно использовать обыкновенную цементно-песчаную смесь в пропорции один к трем, причем не рекомендуется применять цемент марки ниже М 400 (бывает, что некоторые недобросовестные «специалисты» допускают использование цемента М 100), но более удобно использовать сухие строительные смеси. Например, для данного случая можно порекомендовать самовыравнивающийся состав для наружных работ Крепс РВ. Во время заливки бетона необходимо оставлять компенсационные швы через промежутки примерно в 3 м для предотвращения растрескивания бетона при динамических колебаниях. Для этого до заливки через нужные промежутки ставятся перемычки толщиной 0,5-1 см, например, из досок или планок, которые после схватывания раствора удаляются. Полученные швы засыпаются песком. Затем, после полного схватывания бетонного основания на предварительно смоченную поверхность заливается цементная стяжка толщиной 1,5-3 см. Стяжка выполняется так же из цементно-песчаного раствора, только более жидкой консистенции. Так же для упрощения процесса изготовления стяжки можно использовать специальные сухие смеси, например, самовыравнивающийся состав для пола Крепс ТП-Пол. Укладка плитки производится на раствор, который уже начал схватываться, но еще окончательно не затвердел. Уложенная плитка выравнивается по отмеченному шнуром уровню резиновым молотком. Между плиткой обязательно оставляется зазор до 2 мм, используя для удобства пластиковые плиточные крестики. Полученные швы засыпаются мелким песком и заливаются тем же самым раствором, из которого изготавливалась стяжка. При попадании раствора на лицевую сторону плитки его следует сразу удалять. Некоторые специалисты рекомендуют применять для заполнения швов влагостойкую плиточную затирку, например, затирочный состав Крепс серый. В течение следующих 3 – 5 дней полученную поверхность следует предохранять от каких-либо нагрузок. Если плиткой укладывается площадка под автомобиль, следует более тщательно утрамбовать щебенку, а перед тем, как заливать бетонное основание, уложить сетку с ячейкой 100 мм из арматуры сечением в 10 мм, и соответственно увеличить слой бетонного основания до 200-250 мм.
Сегодня помимо уже готовых изделий можно приобрести всевозможные формы и красители для самостоятельного изготовления тротуарной плитки, что позволяет значительно сэкономить.