По прогнозам Paroc, по итогам 2015 года объем рынка строительной изоляции в России сократится на 15-20%. И этот нисходящий тренд, скорее всего, сохранится и в течение 2016 года.
Эксперты отмечают, что в последние годы рост рынка теплоизоляционных материалов происходил достаточно динамично, на 8-16% в год, чему способствовал высокий темп жилищного и коммерческого строительства в России. По состоянию на конец 2014 года примерно около половины рынка теплоизоляционных материалов в России приходилось на каменную вату (47%), примерно 29% - на стекловату, около 10% - на экструдированный пенополистирол, порядка 14% - на вспененный пенополистирол. По данным Paroc, по итогам 2014 года объем рынка теплоизоляции увеличился на 7%, достигнув в совокупности 55,5 млн куб. м. Однако в этом году этот рост значительно замедлился.
Как считает Евгений Абрин, директор по продажам строительной изоляции Paroc в России, к сокращению объемов рынка приводит замораживание строительных процессов - как в коммерческом строительстве, так и в возведении жилья.
«Первый квартал 2015 года, благодаря инерционной составляющей от всплеска строительной активности в конце 2014 года, еще был достаточно позитивным. Однако, начиная с апреля, ситуация на рынке начала ухудшаться, и уже во втором полугодии мы увидели сокращение объемов примерно на 20%» - говорит Евгений Абрин. По итогам 2015 года падение рынка может составить от 15 до 20%.
По его мнению, это происходит по нескольким объективным причинам. Во-первых, возникли сложности с кредитованием строительного сектора. Для многих участников рынка кредитные ресурсы из-за высоких процентных ставок оказались недоступными. Рентабельность многих застройщиков находится на таком уровне, когда она не в состоянии покрывать предлагаемые банковские ставки по кредитам. Во-вторых, резко снизилась покупательная способность населения. Наблюдается существенное падение объемов ипотеки – до 40%.
«В этих условиях застройщики замораживают вывод на рынок новых объектов, что, в свою очередь, влияет и на рынок строительных материалов, в частности, изоляции, ведь изоляция – это один из последних этапов строительного цикла. В текущем году рынок работал с проектами, которые были запущены в 2013-2014 годах. В 2015 году новых строительных объектов было анонсировано значительно меньше, чем в предыдущие годы, что приведет к еще большему сужению рынка в 2016 году. По сему, будущий год обещает быть для участников рынка достаточно сложным», - заключил эксперт.
Как говорит Евгений Абрин, более глубокие тренды по снижению активности девелоперов наблюдаются в коммерческом и административном строительстве и строительстве транспортных терминалов. «Коммерческий сегмент и логистика пострадали больше, поскольку они непосредственно связаны с прямыми инвестициями и кредитованием. Здесь ощутим существенный отток инвесторов», - отмечает он.
По оценке топ-менеджера компании, в непростой экономической ситуации Paroc удалось удержать свои позиции на рынке – благодаря расширению клиентской базы и номенклатуры поставок, а также наращиванию бизнес-присутствия компании в регионах России. «Сегодня практически в любом городе с населением от 500 тыс. человек работают наши представители, наши дилеры. Так что продукция Paroc доступна по всей территории России, как профессионалам строительного рынка, так и частным потребителям», - говорит Евгений Абрин.
В настоящее время устойчивым спросом в сегменте малоэтажного частного домостроения пользуются легкие марки продукции Paroc, в сегменте высотного строительства – решения для штукатурных и вентилируемых фасадов.
Кроме того, благодаря высокому качеству продукции и эффективной маркетинговой стратегии компании, расширяется и география экспортных поставок Paroc. Сегодня продукцию с узнаваемыми красно-белыми полосами можно встретить на строительных площадках Беларуси, Казахстана и Грузии. «Экспортным рынкам и удаленным регионам России очень интересна наша «легкая вата», поскольку эта продукция, например, популярные Paroc Extra и Paroc ExtraSmart, отличаются высокой компрессией, что крайне выгодно при дальней транспортировке», - поясняет Евгений Абрин.
Как считает директор по продажам строительной изоляции Paroc в России, несмотря на кризисные моменты, Paroc закончит год с достойными результатами. «У нас полноценная линейка продукции, которая отвечает всем запросам как профессиональных покупателей, так и частного потребителя. Мы держим высокую планку качества наших изоляционных изделий, и постоянно работаем над расширением наших продуктовых и сервисных возможностей», - резюмирует Евгений Абрин.