Итоговым мероприятием 2015 года в рамках программы внедрения композитов в дорожную отрасль стал практический семинар ФДА «Росавтодор» в Воронеже. Результатом цикла мероприятий, состоявшихся в различных регионах России, станет разработка Плана внедрения инновационных технологий и конструктивов в 2016 году.
– Главная цель Плана внедрения инновационных технологий – сформировать и представить перечень инновационной продукции российского производства, уже зарекомендовавшей себя на рынке, прошедшей необходимые испытания и получившей стандарты качества, – рассказал Сергей Фахретдинов, заместитель председателя Общественного Совета при Росавтодоре. – Это позволит поставщикам и производителям прогнозировать, какие изделия из композитов более востребованы в том или ином регионе, и самому регулятору отслеживать динамику реализации Программы внедрения композитов в дорожную отрасль, согласно которой до 2020 года ежегодный прирост объёмов применения инновационных материалов должен составлять 15-20%.
Столица Черноземья была выбрана местом проведения итогового семинара ФДА «Росавтодор» не случайно: инновационные разработки внедряются в дорожную отрасль здесь наиболее активно. Опыт применения композитов на дорогах Черноземья начался с установки перильных ограждений, а в конце 2013 – начале 2014 года был открыт первый надземный пешеходный переход из сборных композитных элементов в Липецкой области через дорогу Р-119. В 2014 году на дорогах Курской, Тамбовской и Воронежской областей появилось ещё 4 пешеходных перехода из сборных композитных элементов.
Революционным шагом стало возведение в 2015 году трёх цельнокомпозитных пешеходных переходов в районе сел Хрущёвка, Ленино и Подгорное. Производством пролётных строений этих объектов занимались специалисты ГК «Рускомпозит». Они подключились к работе еще на стадии проектирования и разработки документации, что облегчило заказчику работу на момент получения согласовательных документов от «Главгосэкспертизы России».
Эксплуатационные расходы пешеходных переходов из сборных элементов и монолитного композита сводятся к традиционной очистке и уборке поверхностей остекления весной и уборке лестничных сходов и самого перехода в течение года. В отличие от железобетонных и металлических искусственных сооружений, покраска, замена креплений и ремонт этим переходам не требуется.
В ходе практического семинара директор по проектной деятельности «Рускомпозит» Евгений Крашенинин представил участникам и другие разработки предприятий группы компаний для широкого применения в дорожном хозяйстве. Это локальные установки очистки ливневых вод и водонакопительные распределительные ёмкости из композитов, водопропускные трубы, применяемые для защиты от размыва паводковыми водами.
По оценке Евгения Крашенинина, на сегодняшний момент в секторе установок очистки сточных вод подземного размещения на лидирующие позиции, по суммарным объёмам поставок, выходят российские производители. Ещё 7-8 лет назад на этом рынке была высока доля импорта. Влияние иностранных производителей сохраняется лишь там, где это географически и логистически целесообразно. Например, на Северо-Западе нашей страны иногда применяются локальные очистные сооружения производства Финляндии или Прибалтийских стран. На Дальнем Востоке – китайского. Но и в этом случае российским производителям удаётся конкурировать. Так, в июле и августе этого года ГК «Рускомпозит» поставила 27 установок очистки сточных вод на участки автомагистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург», суммарно за два сезона объём поставки рускомпозитовских решений составил более полусотни ёмкостей и установок водоочистки.
Тема применения композитов в строительстве и ремонте дорог и обеспечении безопасности дорожного движения оказалась намного шире, чем ожидали участники заседания. В зале насчитывалось более 60 человек – это представители филиалов ФКУ «Чернозёмуправтодор», муниципальных ведомств, проектных и строительных организаций из Воронежа, Саратова, Тамбова, Липецка.