Всероссийский съезд саморегулируемых организаций (СРО) показал, что строительная отрасль готова к переходу на саморегулирование. Лицензирование исчерпало себя, кроме того, работа в условиях строительного лицензирования не гарантировала качества выполненных работ.
По словам председателя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума, «систему саморегулирования следует рассматривать не только как альтернативу системе лицензирования, но и как новый этап в развитии строительной индустрии в стране». Однако, многие руководители СРО считают, что забывать историю тоже не стоит. В частности, генеральный директор саморегулируемой организации «Центрстройэкспертиза-статус» Михаил Воловик, подчеркнул, что нельзя забывать о том опыте, который дала нам система государственного регулирования строительной отрасли. «Важно понимать, что саморегулирование не родилось само по себе, это всего лишь новый, очередной этап развития системы обеспечения качества и безопасности строительства. Как бы мы не утверждали, что создаем что-то принципиально новое, основа оценки строителей остается прежняя. Это квалификационные требования и наличие материально-технической базы, достаточной для производства работ. Этот принцип заложен еще со времен Советского Союза, потом использовался Федеральным лицензионным центром, и используется современными СРО. Поэтому мы можем говорить о преемственности», - сказал он.
Многие СРО как раз и образовались на базе региональных ФЛЦ. Замминистра регионального развития Роман Панов сообщил, что по состоянию на 1 ноября статус саморегулируемых организаций в области строительства получили 100 некоммерческих партнерств.
Сегодня решаются вопросы дальнейшей работы СРО и контроля за их деятельностью. Данную функцию возьмет на себя Национальное объединение СРО, решение о создании которой было принято на Всероссийском съезде СРО 10 ноября.
По словам главы комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере строительства Ефима Басина, необходима единая методология по выдаче допуска. «Кроме того, имеет смысл создавать реестры организаций, которым отказали в регистрации и исключили из СРО», — считает Басин.
Также необходима процедура, облегчающая выход на рынок новых, в первую очередь небольших компаний. Высказывая мнения членов СРО «Центрстройэкспертиза-статус», большинство из которых представители среднего и малого бизнеса, президент СРО Михаил Воловик подчеркнул, что малый бизнес, голосуя за создания Национального объединения, вправе рассчитывать на то, что его мнение будут учитывать. «Мы обязаны выработать принципиально новые методы проверок, не мешая малому бизнесу работать. Мы хотим, чтобы руководители Национального объединения услышали нашу позицию. У нас есть современные решения и технологии проверок, и мы готовы участвовать в совместной работе, в рамках Совета Объединения и комитетах», - сказал Воловик.
Также был затронут вопрос взаимодействия саморегулируемых организаций с органами власти. В частности, президент Национального объединения саморегулируемых организаций проектировщиков Алексей Воронцов полагает, что СРО должны тесно взаимодействовать с органами государственной власти. Кроме того, по его мнению, есть ряд вопросов, которые должны решать именно национальные объединения, — например, вопросы повышения квалификации и аттестации сотрудников организаций.