Данная идея стала главным тезисом заседания Комитета по саморегулированию НОПРИЗ под председательством Ю.А. Илюниной, которое состоялось 21 октября 2015 г.
В рамках заседания Заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ (Национального объединения изыскателей и проектировщиков) Чернов С. А. доложил о ходе подготовки Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года, проект которой готовится Минстроем России по поручению заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака при активном участии НОПРИЗ, Российской академии строительных наук и Московского Государственного Строительного Университета.
Стратегия 2030 – это один из важнейших концептуальных документов строительной отрасли на сегодняшний день, вокруг которого концентрируется внимание бизнеса и власти.
В условиях политической и экономической дестабилизации особенно остро стоит вопрос о принятие документов, определяющих траекторию развития народного хозяйства. Именно от выбора правильной долгосрочной стратегии зависит то, насколько эффективно будут работать оперативно принимаемые меры в краткосрочном периоде. Задачи Стратегии развития строительства 2030: определить основное направление движения отрасли в целом, предложить методы выхода из стагнации, проанализировать точки роста и возможные импульсы, способствующие оживлению рынка и интенсификации строительства.
В рамках доклада Чернов Сергей отметил, что одним из ключевых механизмов развития отрасли является развитие института саморегулирования в строительстве. Разработка стратегии саморегулирования строительной отрасли должна представлять собой конструктивный диалог бизнеса и государства и наиболее полно отвечать своей основной миссии: выражать интересы предприятий отрасли с учетом предложений и замечаний деловых общественных организаций, национальных объединений и институтов развития в целях выполнения общегосударственных задач и развития строительной отрасли.
«Необходимо передать бизнесу реальные функции управления строительной отраслью, то есть перевести саморегулирование в строительстве из состояния «де юро» в состояние «де факто». Соотношение прав и ответственности сегодня сложно назвать сбалансированным: мы должны не только иметь ответственность, значительно возросшую с момента введения СРО, но и рычаги для самостоятельного решения проблем отрасли, – прокомментировала Советник Председателя Совета АССО "НП СРО "РОСО" Айканыш Орозбаева. – А пока институт саморегулирования в нашей стране просто не имеет реальных полномочий, позволяющих обеспечивать выполнения поставленных задач».
Основные направления Стратегии, охваченные предлагаемой Национальным объединением изыскателей и проектировщиков:
- градостроительство (города, поселения);
- архитектурно-строительное проектирование;
- техническое регулирование, иное правовое регулирование;
- государственное регулирование;
- саморегулирование;
- кадровая политика.
В числе стратегических инноваций данной Стратегии стоит отметить такие положения:
- градостроительная политика – ключевое направление формирования комфортной среды жизнедеятельности;
- совершенствование системы управления, в т.ч. проектное управление
- внедрение систем цифрового моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов
- развитие системы типового проектирования.
В ходе заседания Первый вице-президент НОПРИЗ Шамузафаров А.Ш. отметил важность объединения сил и компетенций представителей отрасли для формирования наиболее системного и комплексного отраслевого документа, определяющего вектор развития строительной отрасли страны, и рассказал о намерении НОПРИЗ и НОСТРОЙ совместно выработать единую позицию профессионального сообщества к предстоящему в первом квартале 2016 года заседанию Госсовета по строительству.
Президент НОПРИЗ Посохин М.М. и член совета НОПРИЗ Илюнина Ю.А. отметили, что необходимо также обобщить и популяризировать накопленные институтом саморегулирования достижения и показатели, такие как экспертная и законопроектная деятельность, техническое регулирование, разработанные стандарты, достижения в сфере совершенствования, подготовки и аттестации кадров, качественная «расчистка» рынка и т.д.
Более детальное рассмотрение вопросов было решено передать на проработку рабочим группам Комитета и подготовить предложения к следующему заседанию.