Рост цен за последний год стал настолько привычным явлением, что, казалось бы, никто уже не должен удивляться повышению стоимости товаров. Однако волна возмущения потребителей не стихает, а даже, напротив, нарастает. Особенно когда дорожают местные, отечественные товары, которые, на первый взгляд, никак не зависят от курса доллара. Что же заставляет российских производителей поднимать цены на товары? Причин, как оказалось, несколько. Рассмотрим ситуацию на примере конкретного производителя – новосибирского завода противопожарного оборудования «Оберег».
ЗПО «Оберег» в Новосибирске осуществляет разработку, производство и поставку полного спектра огнезащитных, биозащитных и гидрозащитных составов. В том числе, огнезащитные составы, огнезащитную краску, огнезащитный лак, огнезащитную пропитку, биозащиту, огнетушащий порошок, удобрения. Импортные составляющие используются в производстве всего ассортимента продукции. Часть сырья относится к так называемым биржевым продуктам. Биржевые продукты – это продукты первичной обработки. Цены на такие товары устанавливаются в свободном порядке и зависят от политических, природных, сезонных и других факторов. Но, самое главное, биржевые продукты активно перепродаются на организованных рынках.
– Наш завод в последние месяцы столкнулся с резким повышением цен на материалы, которые используются в производстве огнезащитной продукции, – пояснил исполнительный директор ЗПО «Оберег» Вячеслав Козачук. – Цепочка простая. Из-за скачков курса доллара постоянно меняется цена на бирже. И предприятия, перепродающие биржевые товары, в стремлении обезопасить себя от финансовых потерь, делают максимальную наценку, покрывающую все возможные риски. К нам, производителям, сырье попадает уже с приличной наценкой, что в итоге удорожает и нашу продукцию.
Транспортные расходы – еще одна причина повышения стоимости продукции отечественных товаропроизводителей. Тарифы на грузоперевозки и перевозки по железной дороге не повысились, но экономический кризис принес другую проблему. Сократилось количество перевозок и теперь приходится по несколько недель ждать возможности отправить груз по железной дороге. Время – как известно, это деньги. А время простоя – большие деньги.
Вячеслав Андреевич Козачук отмечает, что сейчас создан искусственный ажиотаж вокруг поставок необходимых сырьевых материалов. Опять же, в стремлении снизить свои финансовые риски и потери от скачков курса доллара, многие поставщики смещают сроки поставки, откровенно «тянут» с продажей необходимого сырья, так как не знают, как поведет себя доллар в ближайшие дни, и по какой цене сейчас можно продавать, чтобы не остаться без прибыли. «Придерживают», как правило, самые необходимые в производстве материалы. Для предприятий, производящих огнезащитную продукцию, это производные соединения калия, фосфаты, различные добавки и модификаторы, антипирены, дисперсии, растворители для органической краски и многое другое. Раньше что-то можно было купить у зарубежных, что-то у отечественных производителей. Была жесткая конкуренция, поэтому цены повышали очень обдуманно. Сейчас конкуренция сильно уменьшилась. Доступа к некоторому зарубежному сырью зачастую нет из-за санкций. А местные производители, во-первых, не справляются с объемом заказов, во-вторых, необоснованно повысили стоимость сырья практически до уровня зарубежных поставщиков. ЗПО «Оберег» и сотням других малых предприятий России приходится поддерживать отечественного производителя сырья по принципу «себе дороже». Причем, в прямом смысле этого выражения.
К вышеперечисленным причинам удорожания отечественных товаров можно прибавить цены на энергоносители, которые продолжают расти, несмотря на кризис и озвученную правительством политику сдерживания цен. Плюс увеличение ставки по кредитам Сбербанка. Как ни крути, многочисленные строительные компании закупали материалы, в том числе, огнезащиту, в кредит. Сейчас кредиты рискнет брать только смелый и неосведомленный.
Вот и выходит, что за словом импортозамещение, которое поначалу вдохновило многих отечественных производителей и открыло для них радужные перспективы, на самом деле скрывается черная дыра неопределенности. И общая картина получается безрадостной. Перспектива выживания малых предприятий в условиях кризиса очень туманна. Вся надежда на здравомыслящего потребителя, который отнесется с пониманием к повышению цен и поддержит заказами отечественного производителя в трудный экономический период.