Возведение крупномасштабных жилых комплексов в тридцатикилометровой зоне от МКАД, решая задачу ценовой доступности жилья, одновременно усложняет решение задачи транспортной доступности. Ежедневная «миграция» жителей области на работы в Москву и обратно лишь усугубляется. Последнее обстоятельство привело к тому, что одним из главных факторов при выборе локации нового проекта для девелопера стало наличие в непосредственной близости рабочих мест. При прочих равных под застройку выбираются участки, непосредственно граничащие с местами приложения труда.
«Проблема трудоустройства жителей — одна из самых острых для Московской области, — говорит Дмитрий Пантелеймонов, директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп». — По усредненным данным, ежедневно на работу в столицу ездит каждый четвертый житель региона. И, уже по нашим наблюдениям, новые покупатели квартир в областных жилых комплексах все больше стремятся трудоустроиться в районе проживания».
Как отмечается в материалах ГК «Лидер Групп», работать непосредственно в зоне проживания планируют сегодня порядка 35% покупателей квартир в Подмосковье. Еще два года назад таких клиентов было всего около 20%. При этом лишь около трети из этих 35% к моменту приобретения квартиры уже решили вопрос с трудоустройством — в основном это коренные жители того или иного района Московской области, улучшающие свои жилищные условия. Остальные покупатели планируют найти работу в будущем районе проживания и активно интересуются возможностями трудоустройства, представленными в зонах расположения жилых комплексов. Собственно, даже в пределах МКАД не редки случаи, когда люди при переезде из одного района в другой меняют и место работы.
«В связи с этим застройщикам все чаще приходится буквально предъявлять клиентам доказательства того, что места приложения труда в районе стройки реально существуют, — отмечет Пантелеймонов. — И поэтому при выборе площадки под будущий ЖК учитывается и такой фактор, как качество окружающей деловой среды. Размещение нежилых помещений на первых этажах решает проблему занятости в среднем менее чем 5% жителей комплекса, да и набор требуемых специальностей там явно ограничен».
Поэтому, поясняет эксперт, нужна уже существующая бизнес-инфраструктура: это могут офисные центры, логистические комплексы, производственные предприятия, аэропорты.
«Причем аэропорт в данной ситуации — это наиболее привлекательный для покупателей жилья объект, так как он сочетает сразу несколько коммерческих функций, являясь местом приложения труда профессионалов самого разного уровня и профиля — от грузчиков до экономистов и руководителей высшего звена. Поэтому, к примеру, спрос на квартиры в микрорайонах «Город Счастья» и «Лобня Сити» выше, чем в других наших объектах», — говорит Дмитрий Пантелеймонов.
По прогнозам аналитиков ГК «Лидер Групп», через 3-5 лет, в зависимости от темпов развития Московской области, такой фактор, как наличие рабочих мест в районе строительства ЖК, станет одним из решающих для половины покупателей жилья в Подмосковье.
«Для застройщиков это факт скорее негативный — придется более тщательно выбирать площадки под застройку. А для Московской агломерации в целом — безусловно, позитивный: чем больше людей будут работать рядом с домом, тем меньше будет нагрузка на транспортные сети и тем выше — качество жизни», — резюмирует Дмитрий Пантелеймонов.