Экологи совместно с «Деловой Россией» и Общественной Палатой РФ готовят законопроект, запрещающий строительство временных дорог из древесины
Временные технологические дороги – так называемые «лежневки», применяются при строительстве населенных пунктов, прокладке и ремонте нефте- и газопроводов, линий электропередач. В России до сих пор для этих целей широко используется натуральная древесина. Вырубка леса, часто нелегальная, приносит лесоперерабатывающей промышленности ущерб, исчисляемый миллиардами рублей, а также наносит непоправимый ущерб природе, разрушая экосистему.
По данным экологов движения «ЭКА», на 1 км такой дороги расходуется около 800 кубических метров древесины. Этого количества хватило бы на изготовление 200 тонн бумаги, что эквивалентно 40 миллионам листов формата А4 или более 2,5 миллионов школьных тетрадей. Средняя протяженность одной «лежневой дороги» – около 10-15 километров, а их количество измеряется несколькими сотнями в год. Хотя в России уже существуют отечественные инновационные технологии возведения, эксплуатации и демонтажа временных технологических дорог, большинство подрядчиков предпочитают действовать по старинке, не задумываясь о сохранности лесного хозяйства.
Решением указанной проблемы может стать законодательный запрет на использование лесов в конструкциях временных технологических дорог на объектах капитального строительства и реконструкции нефте- и газопроводов, линий электропередач и т.п. Для этого необходимо внести в законодательство само понятие «временная технологическая дорога». Еще в 2011 году Заместитель Председателя Правительства РФ Д.Н. Козак дал поручение Минтрансу России (поручение от 15 марта 2011 г. № ДК-П9-33пр), но оно так и не было выполнено.
Навести порядок в строительстве временных дорог решили представители общественности и бизнес-сообщества. Со стороны «Деловой России» за работу взялись Уполномоченный при Президенте РФ по делам предпринимателей Борис Титов, руководитель Комитета по экологии Ильдар Неверов и глава Комитета по транспорту Сергей Фахретдинов; со стороны Общественной палаты РФ - руководитель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин. Активную позицию заняли члены Общественной палаты Республики Карелия и российские экологические организации.
Совместно с органами исполнительной и законодательной власти, были разработаны поправки в федеральное законодательство, закрепляющие в нем понятие «временная технологическая дорога» и запрещающие использование древесины при их строительстве. Принятие данного законопроекта Госдумой РФ позволит экономически более эффективно использовать лесные ресурсы, повысить их сохранность.