Ассоциации, возникающие при упоминании российских оптовых продовольственных рынков, нельзя назвать позитивными. Название одного из них – Бирюлево-Западное совсем недавно стало именем нарицательным, обозначающим нечто криминальное и страшное. Сложно сказать, насколько справедливы эти обвинения – достаточно отметить, что именно таковым и является в глазах общественного мнения среднестатистический российский рынок.
Противоположный пример, демонстрирующий возможности современной организации оптовой торговли продовольствием – это легендарный парижский рынок «Ранжис». Сначала о масштабах. Территория – 232 гектара, 13 тысяч работников, обслуживающих каждый день по 25 тысяч корпоративных клиентов со всей Европы – от Испании до Нидерландов. Товары перечислять бессмысленно, кратко - это все виды свежих продуктов.
Девиз, который можно смело повесить над входом в Ранжис – «Свежесть!». Вся инфраструктура рынка, вся внутренняя логистика и правила работы посвящены именно этому. А теперь прибавьте огромные обороты – и получите масштаб управленческой задачи.
Успех Ранжиса – в модели управления и отлаженной инфраструктуре. По отдельности все составные части хорошо известны. Торговые павильоны, склады, холодильные камеры, транспортные терминалы, из специфических объектов – фабрика по производству льда и собственный мусоросжигательный завод. Но объединить их все и заставить работать с точностью часового механизма в интересах потребителя смогла только тщательно разработанная система управления и воля контролирующих органов. Руководитель Управляющей Компании «Группа 100», специализирующейся на инфраструктурных проектах, Кузнецов Тимофей Игоревич подчеркивает: «Коммерческий успех рынка – это вопрос организации внутренней логистики. А «цивилизационная» функция – это совместное дело государства и бизнеса…»
В России опыт Ранжиса отметили и оценили. Московские власти анонсировали строительство в регионе трех российских аналогов Ранжиса. И это внушает определенный оптимизм: строительство с «чистого» листа и изначальная ориентация на передовые технологии дает надежду на то, что подмосковные Ранжисы положат начало цивилизованной оптовой торговле продовольствием России.