Министерство по строительству и ЖКХ РФ разработало поправки, усложняющие процедуру пересмотра стоимости строительства крупных федеральных объектов. По мнению Национального объединения Технологического и ценового аудита, принятие этих поправок только ухудшит ситуацию.
Предложения Минстроя РФ сводятся к запрету на повышение утвержденных ранее смет по крупным проектам, финансируемым государством. В соответствии с поправками ведомства, корректировка смет может быть проведена только через процедуру внесения изменений в федеральный бюджет.
В настоящий момент финансирование подобных проектов – строительство автомобильных и железных дорог, электростанций, стадионов и иных крупных инфраструктурных и социальных объектов - ведется через специальные Федеральные целевые программы. Чтобы произвести корректировку сметы, требуется отдельное Постановление Правительства РФ, а перед этим – согласование всех изменений в ФЦП с профильным министерством, Минэкономразвития РФ и Минфином РФ.
«И сейчас процедура пересмотра смет по крупным госстройкам – это длительный и сложный процесс, - отмечает Член Правления Национального объединения Технологического и ценового аудита (НО ТЦА) Борис Ярышевский. – Если к существующим этапам добавится еще и рассмотрение в Госдуме, система потеряет свою гибкость и имеет шанс перестать работать». По его мнению, в случае принятия предложенных поправок, существует риск, что сметы по проектам будут искусственно раздуваться на начальном этапе «с запасом», чтобы после процесса согласования и прохождения государственной экспертизы не приходилось обращаться за дополнительным финансированием и обрекать себя на участие в сложной процедуре внесения поправок в федеральный бюджет.
«Мы считаем, что сегодня говорить нужно не об ужесточении правил и внесении корректировок в бюджет, а о реформировании системы осуществления инвестиций с государственным и муниципальным участием» - подчеркивает Борис Ярышевский. Во-первых, необходимо ввести в Градостроительный кодекс этап обоснования инвестиций, чтобы именно здесь глубоко прорабатывать технико-экономическое обоснование и оценивать целесообразность реализации проекта в целом. Во-вторых, нужно сделать процесс утверждения проекта состязательным: проектная организация или Заказчик инвестиционного проекта должны отстаивать свою точку зрения перед технологическим и ценовым аудитором. В-третьих, необходимо изменение всей системы взаимоотношений между заказчиком, проектной организацией и генеральным подрядчиком. В-четвертых, корректировке должна подвергнуться методика формирования и обновления строительных нормативов и правил (СНИП). И, наконец, необходимо говорить о реформировании системы государственной экспертизы инвестиционных проектов. «Это далеко не полный список необходимых изменений, - подчеркивает Борис Ярышевский. - Жесткие ограничения, вводимые в действующую систему, могут скорее навредить. Нужно менять систему мотивации и ключевых показателей эффективности (КПЭ) Заказчика, а также следовать передовому мировому опыту. А этап обоснования инвестиций – это сложившаяся мировая практика».
Справка
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение технологического и ценового аудита» (НО ТЦА) создано для реализации задач по повышению эффективности расходов с государственным участием (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике").
НО ТЦА ставит своей целью консолидацию усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для создания рынка технологического и ценового аудита, профессии аудитора, а также скорейшего внедрения механизма независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА).
На сегодняшний день с использованием механизмов публичного технологического и ценового аудита в России реализованы проекты с рядом государственных компаний и корпораций, в том числе с ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ОАО «Русгидро», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети» и т.д. По итогам 2014 года, совокупная выявленная экономия от публичного технологического и ценового аудита этих «пилотных» проектов составила более 60 млрд. рублей.
Среди задач НО ТЦА – разработка национальных стандартов и стандартов организаций для проведения аудита, работа по совершенствованию нормативной правовой базы и требований к экспертным организациям, развитие компетенций и квалификаций специалистов, оказывающих услуги по технологическому и ценовому аудиту. Для реализации этих задач, НО ТЦА привлекает ведущие институты и отраслевых экспертов из крупнейших международных и отечественных компаний, представителей государственных учреждений. Президентом НО ТЦА является Анна Лупашко, эксперт Государственной Думы РФ, член Консультативного совета при Межведомственной комиссии Росфинмониторинга, эксперт Агентства Стратегических Инициатив.