На прошедшем V Всероссийском Форуме саморегулируемых организаций основной темой для обсуждения стала Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, подготовленная Минэкономразвития РФ. Форум собрал порядка 700 делегатов, представляющих более 60 секторов экономики, Правительство РФ, Государственную Думу, министерство экономического развития, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, РСПП, ТПП, а также многочисленные отраслевые объединения саморегулируемых организаций, включая Нострой и Ноприз.
Концепция совершенствования развития саморегулирования была предложена вниманию участников Форума статс-секретарем - заместителем Министра экономического развития РФ Олегом Фомичевым.
С 2003 года развитие системы саморегулирования в различных отраслях национальной экономики является для Правительства РФ приоритетным направлением административной реформы, в рамках которой институту саморегулирования отведена роль инструмента повышения эффективности управления, снижения административной нагрузки на бизнес и формирования условий для расширения свободы предпринимательства. Проект Концепции рассматривался Правительством в конце января 2015 года и в целом был одобрен.
В качестве ключевой проблемы системы саморегулирования на текущий момент рассматривается низкая степень универсальности закона № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях” и наличие излишнего количества особенностей регулирования деятельности СРО в отраслевых законах.
Основная задача совершенствования саморегулирования заключается в создании единой общегосударственной модели, устанавливающей четкие цели и задачи саморегулирования и позволяющей реализовать потенциал данной системы в целях повышения качества продукции и услуг субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.
Концепция совершенствования механизмов саморегулирования предусматривает систематизацию и актуализацию обязательных требований к СРО и национальным объединениям в различных отраслях экономики. В итоге планируется решить следующие задачи в сфере саморегулирования: установить единые правовые основы создания и регулирования деятельности национальных объединений СРО; стандартизировать деятельность субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в рамках системы СРО; повысить качество механизмов обеспечения ответственности предпринимателей перед потребителями; увеличить эффективность контроля со стороны СРО за соблюдением членами СРО установленных законодательством требований, а также эффективность государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО.
Практическая реализация концепции предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и иные смежные законы, затрагивающие деятельность саморегулируемых организаций в отдельных отраслях. Предполагается, что профильный законопроект будет подготовлен в ближайшие месяцы и вынесен на открытое обсуждение с профессиональным сообществом.
Президент Нострой Николай Георгиевич Кутьин в своем выступлении особо подчеркнул важность обсуждения проблем, стоящих перед институтом саморегулирования в строительной отрасли. При этом он отметил необходимость широкой общественной дискуссии по поводу Концепции. К сожалению, ни саморегулируемые организации, ни Национальные объединения СРО в области строительства не были привлечены к процессу формирования этого стратегически значимого документа. Президент Нострой заявил о наличии конструктивных предложений со стороны профессионального сообщества по доработке Концепции и призвал осуществлять ее совершенствование при непосредственном участии национальных объединений и самих СРО.
По мнению докладчиков Форума, в отношении национальных объединений СРО прежде всего необходимо сформировать единые процедуры образования и функционирования, обеспечить публичность корпоративных процедур, достаточную ротацию составов органов управления и паритет голосов при принятии решений. Кроме того, как отмечали выступавшие, требуется создать работающие законодательные механизмы, предотвращающие возможность использования структуры национальных объединений в интересах отдельных лиц или групп. При этом было заявлено о нецелесообразности намеренного снижения численности СРО в отдельных отраслях экономики как искусственной меры государственного регулирования.
Другие докладчики также затрагивали темы реформирования подхода к имущественной ответственности и информационной открытости СРО, целесообразности разработки отраслевых стандартов, контроля и учета деятельности членов СРО.
По завершении пленарного заседания Форума началась работа тематических круглых столов: «Концепция совершенствования саморегулирования. Надежды на обновления», «Национальные объединения саморегулируемых организаций – амбиции и реальность», «Современные механизмы эффективного контроля и надзора», «Саморегулирование на финансовых рынках», «Особенности и проблемы саморегулирования в строительстве» и «Саморегулирование в здравоохранении». Каждый круглый стол включал в себя выступления ключевых докладчиков и активное обсуждение представленных тезисов. На всех секциях значительная часть времени отводилась дискуссиям, посвященным Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, поскольку центральная тема Форума неизбежно переплеталась с конкретикой отдельных круглых столов.
Как отмечает генеральный директор СРО НП “ЭнергоСтройАльянс” Дмитрий Мурзинцев: “Действующее законодательство в области саморегулирования, несомненно, нуждается в определенной корректировке. На протяжении достаточного длительного периода сохраняют актуальность проблемы в сфере компенсационных фондов СРО и обеспечения ответственности, контроля за деятельностью саморегулируемых организаций и их членов, регулирования деятельности и полномочий Национальных объединений СРО. Однако стоит отметить, что текущий вариант Концепции необходимо доработать на базе широкого общественного обсуждения и с учетом мнений отраслевых сообществ”.