Ситуация со строительством нового российского космодрома «Восточный» в Амурской области характеризуется сегодня несколькими основными чертами: нецелевое использование средств (выплаты по многочисленным кредитам составили 3,3 млрд рублей, 500 млн бюджетных рублей потрачено на строительство торгового центра в Хабаровске, 400 млн ушли на счета фирм-однодневок), недостаток рабочих и инженерных кадров, невыплата зарплат, текучка руководящих кадров, отставание работ от графика, констатируется в сюжете программы «Вести» от 1 апреля.
В частности, по монтажно-испытательному комплексу летательных аппаратов отставание составляет более 90 суток, по стартовому комплексу - более 120-ти, по командному пункту – 60, говорит руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Игорь Комаров.
Ответственность за отставание работ от графика полностью лежит на ФГУП «Дальспецстрой». Бывший начальник предприятия Юрий Хризман находится под следствием, а пришедший к руководству вслед за ним Дмитрий Савин тоже покинул свой пост сразу после инспекции вице-премьера Дмитрия Рогозина, лично контролирующим ход строительства.
Неужели любой крупный российский проект обречен повторять одну и ту же схему с одними и теми же особенностями?
Ситуацию комментируют эксперты НИИ корпоративного и проектного управления (НИИ КПУ).
«Отечественная система управления стратегическим проектами и программами нуждается в существенной корректировке, особенно при реализации крупномасштабных проектов — отмечает Председатель Наблюдательного совета НИИ КПУ Эльдар Джураев. — Сегодня система выстроена таким образом, что контроль ведется либо по факту обнаружения несоблюдения сроков и бюджетов (как в данном случае), либо по завершения проекта, то есть в те моменты, когда возможность исправить ситуацию крайне сложна либо затратна как финансово, так и ресурсно. Гораздо эффективнее осуществлять регулярный мониторинг основных показателей проекта (бюджета, риски и контроль сроков) постоянно в процессе реализации проекта. Это позволит, в первую очередь, предупредить негативные события на проекте, а контролирующие органы государственной власти будут иметь достоверную, полную информацию фактически в режиме реального времени. Сегодня существуют такие инструменты проектного управления, доказавшие свою эффективность, как проектный офис или центр мониторинга. Практика показала, что использование такого инструмента, позволит минимизировать риски не целевого использования средств, контролировать сроки и своевременно реагировать на проблемные ситуации, возникающие в проекте» — подчеркнул Эльдар Джураев.