Специалисты СРО «РОСО» сформулировали и направили в Национальное объединение строителей предложения по совершенствованию концепции проекта закона о строительном подряде для государственных и муниципальных нужд. Проект концепции федерального закона «О строительном подряде для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц» был представлен Национальным объединением для открытого обсуждения.
Концепция предусматривает разработку законопроекта, регулирующего особенности осуществления закупочной деятельности, предметом которой являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Концепцией законопроекта предусмотрены особенности планирования закупок, порядок проведения процедуры предквалификации, особенности процедуры определения поставщика, антидемпинговые меры при проведении закупки, порядок заключения договора, вопросы обеспечения исполнения контракта, ответственности СРО и банков, вопросы банковского сопровождения.
По мнению специалистов РОСО, необходимость разработки такого проекта назрела в строительной среде. Федеральный закон №44, регулирующий госзакупки, к закупкам в строительстве прямого отношения не имеет – это признают многие строители-практики, эксперты отрасли. Но разработка специального проекта закона для строительной отрасли потребует консолидирования сил всего профессионального сообщества и детальной проработки норм.
«После изучения предложенной концепции возникают вопросы. Например, в ней предлагается ввести предквалификацию строителей в СРО. На наш взгляд, это станет дополнительной бюрократической процедурой», - комментирует руководитель юридического департамента НП СРО «РОСО» Елена Рябых. По её мнению, добросовестные СРО будут проверять квалификацию строительных компаний досконально, но при этом нельзя быть уверенными в том, что строить объекты будут именно эти люди, а не нанятые по договору подряда строители «со стороны».
«Если же сделать предквалификацию строителей обязательной для каждого заключённого компанией контракта и для каждого участника строительной бригады, то это станет неподъёмным грузом для саморегулируемых организаций. Поэтому необходимо представить на обсуждение общественности процедуру предквалификации, которую планируется ввести, и вместе с профессиональным сообществом оценить положительные и отрицательные последствия от неё для строителей и СРО», - отметила Е.Рябых.
Согласно законопроекту, предлагаемому к рассмотрению, саморегулируемые организации должны иметь право контролировать ход исполнения контракта. Ведь результаты деятельности строителей напрямую связаны с финансовыми обязательствами СРО.
Сложность в том, что СРО – это не заказчик строительства, который точно знает, что хочет видеть в качестве результата. Для того, чтобы понять, качественно ли проводятся те или иные работы, представители СРО должны изучать каждый контракт, заключаемый своими членами, вникать в особенности производства и технологического процесса. Это приведёт к расширению штата СРО, а значит – появлению дополнительной финансовой нагрузки на членов СРО за счёт роста размера членских взносов. Поэтому, - считают в РОСО, - необходимо продумать и зафиксировать в законе, каким образом СРО может без ущерба для предпринимательской деятельности строителей вмешиваться в процесс работы строительной компании при определении качества работ; важно соблюсти баланс прав СРО и её членов, фактически ограничивая свободу членов СРО при осуществлении ими предпринимательской деятельности для выполнения саморегулируемой организацией её обязанностей.
При этом в РОСО отмечают, что в целом одобряют проект концепции: «Задача профессионального сообщества – совместно создать такой документ, который станет надёжной основой для осуществления закупок в строительной сфере».
По итогам обсуждения и сбора предложений Ностроем будет сформирован единый перечень вопросов и замечаний.