Дорожный болт - лидер по продажам метизов. По данным оптового продавца крепежной и метизной продукции, компании Машкрепеж, в 2014 году наиболее востребованной продукцией из ассортимента предприятия оказались болты по ГОСТ 7802 (условное название “дорожный болт”)
Дорожный болт - “народное” название специфических болтов, которые используются при строительстве дорожных ограждений. Технически правильно, в соответствии с ГОСТ 7802- 81, - “болт с увеличенной полукруглой головкой и квадратным подголовком”. В названии выражены основные конструктивные особенности данных болтов, которые способствовали их исключительному применению в дорожном строительстве.
Применение дорожных болтов при изготовлении ограждений регламентируется межгосударственным стандартом ГОСТ 26804-2012, отраслевыми технологическими инструкциями и картами. В данном применении метиз является многофункциональным. Он используется для скрепления волнистых брусьев из профильного листа толщиной 3-4 мм, крепления брусьев к энергопоглощающей вставке, прикреплению энергопоглощающих вставок к столбам. Как видно, в дорожном строительстве болт нашел самое широкое применение.
Почему именно такая конструкция болта оказалась наиболее подходящей? История применения болтов уходит к стандарту СССР 1986 года (ГОСТ 26804-86), когда конструкция такого метиза была признана наиболее приемлемой для данного применения. Большой диаметр головки позволял не переживать, что болт может провалиться в отверстие при зажиме. Да и в процессе эксплуатации, при расширении отверстий вследствие естественной коррозии, дорожный болт полностью сохранял свою функциональность. Полукруглая головка крепежа тоже оказалась как нельзя кстати и предохраняла людей, автотранспорт, другое имущество или животных во время касательного соприкосновения с ограждением. Квадратный подголовок обеспечивал надежное скрепление волнистых брусьев, надежно фиксировал болт и предотвращал его проворачивание во время закручивания.
В соответствии с технологической картой на изготовление дорожных ограждений из стального бруса на 100 м метров идет дорожных болтов М16х50 - 50 штук, М18х60 - 200 штук, М16х100 - 25 штук. Если посчитать сколько дорожных ограждений строится за год в России, то можно считать болты ГОСТ 7802 наиболее распространенным крепежом.
Раньше на дорожные ограждения устанавливались болты без покрытия (черные) или с электрогальваническим покрытием, что не обеспечивало им должной антикоррозионной защиты. Но с 2006 года ситуация изменилась. Многие метизные заводы освоили горячее цинкование и начали покрывать дорожные болты именно таким методом. Горячеоцинкованный болт, имея покрытие 60-80 а то и более мкм, защищен от коррозии на 30-40 лет. Такой срок службы вполне сравним со сроком эксплуатации нержавеющего крепежа.
В последние годы, с активным приходом американских и европейских производителей крепежа, все большую популярность набирает прогрессивный крепеж: резьбовые заклепки, метизы с пластиковой вставкой, многофункциональные изделия и т. п. Но в дорожном строительстве в качестве крепежа используется только болт с полукруглой головкой и квадратным подголовком. И, похоже, это надолго.