В России утвержден национальный стандарт «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций» для добровольного применения. Генеральный директор НП Национальный ситуационный центр развития саморегулирования «Специальный Ресурс» Владимир Шахов ознакомил участников заседания Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности с деталями нового стандарта и дальнейшими планами компании.
Заместитель Председателя Комитета по предпринимательству строительству ТПП РФ Сергей Бугаев отметил, что комитет подробно изучает вопрос необходимости внедрения института рейтингования в строительной отрасли. По собранным данным, строительное сообщество готово поддержать и признать идею рейтингования, только если оно будет соответствовать трем принципам: профессиональность, объективность и открытость.
«Этот ГОСТ дал возможность приватизировать оценку качества деятельности предприятия. Стандарт должен содержать общие правила игры, требования к рейтинговым агентствам, но никак не методологию», - подчеркнул Сергей Бугаев. Кроме того, подверг сомнению тезис о том, что любая аналогичная организация может вести эту деятельность. В документе заложен критерий – вести оценку можно по одной методологии, которая есть только у разработчиков данного продукта, что автоматически исключает любую конкуренцию.
Ознакомившись с критериями методологии, а также с математическим аппаратом данного стандарта, аналитики РАСКа пришли к выводу, что в данном стандарте допущен ряд значительных недоделок, которые в конечном итоге могут нивелировать результаты оценки.
По стандарту оценить деловую репутацию компании предлагается по средствам двух моделей: экономической и факторной. В ходе анализа основных положений факторной модели, аналитиками агентства были найдены значительные недостатки. К тому же главным недостатком данного стандарта является то, что он все же не задал никаких ориентиров касательно написания конечной характеристики деловой репутации. Отсутствие шкалы сопоставления числовых значений с конечным «вердиктом по компании» лишает данный ГОСТ смысла.
«Утверждение подобного государственного стандарта, для оценки деловой репутации строительных компаний – актуальная и правильная идея, но в данном случае, с утверждением ГОСТ 56002-2014 явно поторопились. На наш взгляд, прежде всего, необходимо было привлечь экспертное сообщество и сами рейтинговые агентства, которые предполагаются одними из пользователей стандарта, и провести между ними открытые совещательные конференции. И только получив и проработав единые и независимые подходы к проведению оценки его принимать», - отметил заместитель генерального директора РАСК Вячеслав Строкань.
Более подробно с комментариями аналитиков РАСК можно ознакомиться в статье «Комментарии к ГОСТу по оценке деловой репутации».
Глава комитета Национального объединения строителей по конкурентной политике и закупкам в строительстве Валерий Мозолевский выразил опасения, что это очередная попытка ввести в заблуждение заказчиков и потребителей. Кроме того, выразил мнение, что коэффициент не несет никакой смысловой нагрузки: «Я уверен, что в России многие захотят получить этот ГОСТ, чтобы потом показывать таким же заказчикам, как они сами. Беда нашей страны в желании обманываться, сейчас множество обманутых дольщиков, а теперь будут обманутые заказчики и обманутые подрядчики». Кроме того выразил недоумение относительно того, что держателем государственного стандарта является коммерческая организация.
О РАСК
«Рейтинговое агентство строительного комплекса» (РАСК) - профессиональный источник информации об участниках строительного комплекса России и сопутствующих видов деятельности. РАСК консолидирует методологию и результаты деятельности игроков рынка на основе принципов независимости, профессионализма и сопоставимости. Главной задачей продуктов РАСК является повышение открытости отрасли, развитие общественного контроля, а также усиление ответственности участников рынка за качество своей деятельности и, как следствие, повышения безопасности жизненной среды.