Часто ли задумываются жители городов, до которых не дошел фронт в годы Великой Отечественной войны о том, что может хранить земля под ногами? Нет, ведь такие находки как снаряды, гранаты и останки солдат, обычно, обнаруживаются в местах легендарных сражений с войсками гитлеровской Германии.
Это вызвано слабым знанием истории собственного края. Например, вокруг Оренбурга в первой половине 20-го века гремели ожесточенные бои гражданской войны и разворачивались драматические события. Далеко не многие жители Оренбурга могут указать на те места, где сражалась артиллерия обеих сторон. В ходе этих боев были полностью сожжены десятки мелких деревень и хуторов, но места эти никак не обозначены и информация о них скудна.
Примером того, как нужно увековечивать память о таких местах может служить Ленинградская область, где размещено множество мемориальных плит и даже архитектурных композиций со списками сожженных в том или ином районе поселений. В Оренбургской же области, в память о салмышском побоище, установлен небольшой памятник в Сакмарском районе, но и он расположен в неверном месте, гораздо южнее одного из крупнейших столкновений той войны.
В итоге – вместо того, чтобы устанавливать, в местах наибольшего кровопролития, памятные комплексы, на этих местах размещают скотомогильники, свалки или ведется строительство данных поселков. Так, на одой из возвышенностей в Оренбургском районе во время салмышского боя располагалась артиллерия белогвардейцев, откуда велся обстрел позиций красноармейцев. На склонах той высоты до сих пор видны силуэты окопов, путей сообщения, воронки от разрывов, а также явно выделяются могилы павших солдат. Место живописное, далеко вокруг просматривается оренбургская степь с редкими лесочками и пересохшим руслом реки. Но поблизости лишь яма скотомогильника да ведется разработка карьера. Снимаются пласты породы и вскоре, скорее всего, следы истории исчезнут под ковшами спецтехники. И таких мест во всей России сотни и тысячи.
Специально для этого ведется реестр объектов культурного наследия (ОКН), но в него включены, в лучшем случае, известные места братских захоронений солдат. Для «тыловых» регионов, таких как Оренбург эти места довольно редки и сохранить их важно для будущих поколений. Историки из разных регионов России доказывают, что для сохранения таких объектов необходимо создавать отдельный кадастр ОКН, чтобы территории под такими объектами охранялись законом РФ. Под территорией ОКН (памятника истории и культуры) понимается земельный участок, непосредственно занимаемый таким объектом и связанный с ним исторически и функционально. Такая работа может потребовать совершенного знания юриспруденции, богатейшего опыта проведения кадастровых работ, а также должна регулироваться на федеральном уровне. Еще в 2002 году был издан закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и он в последние годы начал активно реализовываться местными властям. Но если попытаться разобраться в его формулировках, то многие из них несколько неоднозначны, а иные и вовсе противоречивы. Более того, некоторыми его пунктами можно манипулировать в зависимости от ситуации.
Вывод напрашивается один – для сохранения памяти о масштабных и драматических событиях на территории нашей и соседних областей необходимо разрабатывать проект по их сохранению, проводить высококвалифицированные кадастровые и землеустроительные работы, которые должны выполнять специалисты с богатым опытом. Ограниченность бюджетов и нежелание изучать историю родного края могут погубно отразиться на сохранении нашего исторического наследия. Да и кто обрадуется, если когда-то вдруг всплывет информация, что его дом построен на останках солдат или взрывоопасных предметах, коими богата наша земля.