29 октября 2014 г. в Москве состоялась в II Международная научно-практическая конференция «Новые аспекты профессионального образования в строительной сфере». Специалисты РОСО приняли участие в мероприятии и высказали собственное мнение о современном образовании в строительной сфере.
«В ходе выступлений и обсуждений был затронут довольно широкий спектр вопросов, касающихся подготовки кадров для строительной отрасли, и состояния отрасли в целом, - рассказала руководитель отдела развития и информационной политики СРО «РОСО» Айканыш Орозбаева. - На наш взгляд, основная проблема состоит в «разрыве» между молодым специалистом, только закончившим вуз, и специалистом-практиком. Это отмечают и строители-члены РОСО. После вуза выпускнику приходится обучаться снова, но уже на производстве. Речь идет не о применении полученных знаний, а, скорее, об обучении с «наложением» полученных ранее теоретических знаний на реалии строительной деятельности».
Самыми обсуждаемыми вопросами конференции стали организация системы профессионального и дополнительного образования, образовательные стандарты, критерии оценки квалификации работников инженерных профессий и прочие. Свое мнение высказали представители Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области строительства, Международной Ассоциации строительных вузов, Совета по профессиональным квалификациям в строительстве, Национального объединения строителей, саморегулируемых организаций.
Айканыш Орозбаева отмечает ещё одну актуальную проблему в образовании строителей: «С переходом на двухуровневую систему профессионального образования (бакалавриат и магистратура), вузы при составлении программ стремились сохранить объем знаний, даваемых при системе специалитета, т.е. уместить 5-летнюю программу обучения в 4 года. В результате из-за большого объема информации и короткого времени обучения мы сегодня получаем специалистов широкого профиля, но без глубоких знаний. Иными словами, строительные компании, нанимая молодого специалиста-теоретика, имеют дело с неким «полуфабрикатом», как бы цинично это не звучало».
Сегодня реальная ситуация в образовании строителей такова, что именно практическая деятельность дает больше навыков, чем обучение в лекционной форме. Возникает вопрос - какой процент выпускников, поработав на местах, вернутся к обучению? Практика показывает, что обучение продолжают либо сразу, либо если есть цель заниматься академической и исследовательской деятельностью. Основная масса строителей, к сожалению, относятся к повышению квалификации как формально-необходимой процедуре.
«Ситуацию может изменить лишь смена подхода, - считает А. Орозбаева. – Необходимо, чтобы процесс обучения строился исходя из потребностей специалиста. Конечным продуктом должна быть не «корочка» или пройденный курс обучения, а квалифицированный специалист, который знает свое дело, осознает значимость своей профессии и уверен, что обладает именно теми знаниями и навыками, которые востребованы на рынке».