Воронежская областная Дума выступила с предложением внести изменения в законодательство и не включать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций стройкомплекса в конкурсную массу должника при банкротстве банка. Эта необходимость возникла после того, как по стране прошла волна отзывов лицензий у кредитных организаций, в результате чего наряду с тысячами вкладчиков многие СРО лишились своих компенсационных фондов. Инициативу поддерживает и Национальное объединение строителей, которое призывает строительное сообщество выступить с обращением к депутатам Государственной Думы и поддержать принятие закона.
В Градостроительном кодексе оговорено обязательное условие для функционирования саморегулируемой организации – она должна иметь компенсационный фонд. Казалось бы, для кого это важно, кроме самой СРО и её членов, которые платят взносы для формирования этого фонда. Но проблема утраты средств СРО может затрагивать интересы абсолютно всех людей, которые даже не подозревают о существовании компфондов и об их назначении.
Компенсационный фонд формируется для того, чтобы СРО могла возместить вред, причинённый жизни, здоровью людей, их имуществу в результате несчастного случая при строительстве, или под воздействием другого фактора, связанного с нарушением безопасности строительных объектов.
«В случае банкротства кредитной организации средства СРО находятся под ударом – у банка нет денег на погашение долгов уже третьей очереди кредиторов, а саморегулируемые организации могут рассчитывать на возмещение лишь в четвёртую, последнюю очередь,- говорит руководитель юридического департамента СРО «РОСО» Елена Рябых. - При этом даже если и есть шанс получить средства компфонда назад, на это может потребоваться несколько лет – с учётом всех возможных судебных процедур. А если в это время произойдёт страховой случай? Формально деньги на балансе организации есть, и СРО должна будет их выплатить, - это её прямая обязанность».
Фактически саморегулируемые организации попадают в непонятное положение – встаёт вопрос о самом существовании СРО, которая в силу не зависящих от неё причин оказывается не способна обеспечить своих прямых функций. Эта же проблема коснётся строительных компаний – их работа всегда связана с риском, и возмещение понесённого ущерба при банкротстве банка никто не гарантирует.
В части возвратности, постоянной доступности и целевого использования размещенных денежных средств СРО действует публичный порядок.
«Компенсационные фонды саморегулируемых организаций - это огромные суммы, на которые никто не должен рассчитывать, кроме членов СРО. В том числе банки и кредиторы первой и второй очереди. Компфонд не просто частная собственность СРО. Это гарантия защиты интересов физических и юридических лиц, гарантия ликвидации возможных негативных последствий строительной деятельности. Эти деньги неприкасаемые», - считает Елена Рябых.
При банкротстве банков по закону из конкурсной массы исключается имущество клиентов банка, принятое и приобретенное кредитной организацией за их счет в виде ценных бумаг, по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам, договорам на брокерское обслуживание и так далее. Так как средства компенсационных фондов СРО стройкомплекса могут храниться в банках в виде депозита, они не попадают в число исключаемых из конкурсной массы. Этот законодательный пробел определённо нужно устранить.
В «РОСО» отмечают, что от лица саморегулируемой организации будут направлены письма в поддержку проекта - в Государственную Думу РФ, Министерство строительства и ЖКХ.